Пословицы и поговорки о зависти для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки о зависти для детей?

Содержание
  1. Пословицы для детей
  2. Тип «разъясни пословицу»
  3. Тип «продолжай пословицу»
  4. Тип «у кого больше»
  5. Тип «подбирай поговорку»
  6. Тип «придумаем поговорку»
  7. Пословицы и поговорки. Смысл пословиц и зачем они нужны | Цветы жизни
  8. Пословицы и поговорки в сказках
  9. Чем отличаются пословицы от поговорок
  10. Пословицы. Какие они?
  11. А поговорки? Это что такое?
  12. Пословицы о Родине
  13. Пословицы про дом
  14. Пословицы о дружбе
  15. Пословицы про семью и детей
  16. Пословицы про животных
  17. Пословицы о труде
  18. Пословицы для детей
  19. Пословицы о книгах и учебе
  20. Какова польза пословиц для детей
  21. Закончи предложение
  22. Знаток пословиц
  23. Объясни пословицу, или а где мораль?
  24. Игра «Двойняшки»
  25. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через пословицы и поговорки
  26. «Нравственноевоспитание дошкольников через пословицы и поговорки»
  27. Приложение. Перспективный план
  28. Пословицы и поговорки для развития детей
  29. В чем отличие пословиц и поговорок?
  30. Пословицы, поговорки и… логика
  31. Игры с пословицами и поговорками
  32. Первые ступени – Пословицы и поговорки
  33. Половинки
  34. Пропущенные слова
  35. Слова с противоположным смыслом
  36. Имена существительные
  37. Имена прилагательные
  38. Глаголы
  39. Другие части речи
  40. Представление о времени.
  41. Веселые рифмочки

Пословицы для детей

Пословицы и поговорки о зависти для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки о зависти для детей?

Пословица представляет собой краткое повествование, которое имеет элементы поучения. Эти короткие поучительные фразы чаще всего являются народным творчеством, сформировавшимся много веков назад. По сути — это наши корни.

Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось.

Объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее.

Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.

Существует определенный перечень обучающих пословиц. Их необходимо в обязательном порядке рассмотреть и по возможности применить на практике с вашим малышом

Тип «разъясни пословицу»

В данном случае требуется объяснить своему ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами. Эти действия позволят развить у ребенка мышление, а также научат делать свои собственные выводы.

Такие поговорки необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме (на ваш выбор), так и в виде определенных тематических блоков.

Пословицы, имеющие тематику труда:
Сделал дело – гуляй смело.

Дело мастера боится.

Любишь покататься – полюби и саночки возить.

Терпение и труд все перетрут.

Под лежачий камень вода не течет.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу время, а потехе час.

Труд человека покормит, а лень его испортит.

Скучно всем до вечера, если делать нечего.

Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.

Не менее распространены среди родителей и пословицы, связанные с учебой:
Если много узнаешь, то сильнее станешь.

Миру светит солнце, а человеку познания.

В ученье свет, а в не ученье тьма.

По одежке встречают, а по уму провожают.

Век живи, век учись.

Нравятся современным детям пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:
Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Настоящий друг раскроется в беде.

Гуси свиньям не товарищи.

Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.

Старый друг лучше новых двух.

Весьма познавательными и полезными будут пословицы, направленные на любовь к чтению:
Книга красива не письмом, а умом.

С книгами жить и век не тужить.

Книга мала, но ума придала.

Хорошая книга – самый верный друг.

Тот, кто много читает, тот все знает.

Если книги каждый день читать, скуку можно вовсе и не знать.

Книга создана для ума, как тепленький дождь для всходов.

Тематика пословиц может затрагивать и какие-то предметы (вещи):
Не все то золото, что блестит.

Снаружи смотрится мило, а внутри все сгнило.

Не на внешность, а по делам рассматривай.

Дела не в самом названии, а в исходном содержании.

Снаружи все красиво, а внутри пусто.

Обучать пословицы могут и манере поведения в определенной ситуации:
Слово – это не воробей, вылетит – не поймаешь.

Язык мой – это враг мой.

Никто никого за язык не тянет.

Семеро одного не ждут.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Сделав зло – на добро не надейся.

Если взялся ты за гуж, то не говори, что не дюж.

Запрягая прямо, поедешь криво.

Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы могут быть связаны и с особенностями характера:
Смелость города возьмет.

За правильное дело можно стоять смело.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Выше описаны наиболее распространенные разновидности пословиц. Поговорки могут быть об особенностях природы, погоды, связанные с семейными отношениями и временами года, так и о растительном, животном мире, о денежных средствах, о достоинствах и недостатках человека.

Тип «продолжай пословицу»

Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь.

Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления.Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение — это необязательно серьёзный разговор.

В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.

Тип «у кого больше»

В данном случае также участвует взрослый человек (один из родителей ребенка или воспитатель в детском саду) и непосредственно малыш. Мероприятие напоминает игру с определенными условиями.

Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику».

Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.

Тип «подбирай поговорку»

Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ.

После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя.

Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.

Тип «придумаем поговорку»

Данный способ позволяет научить ребенка самостоятельно составлять осмысленные поговорки и пословицы. Некоторые из них могут быть похожими на уже существующие выражения, но сформулированы в ином виде.

Потребуется объяснить малышу, что при создании пословицы нужно использовать информацию в максимально сжатом виде. Именно поэтому высказывание обязано быть кратким, не иметь лишних слов-паразитов, без которых в тексте смысл не поменяется.

Если сказать иными словами, то требуется создать поговорку нового плана, сохраняя прежнюю форму старой.Если рассмотреть поговорки наиболее подробно, можно заметить, что в некоторых из них присутствуют слова «таков – каков», «как – так» и многие другие, созвучно сочетающееся между собой.

К примеру, наиболее распространенные поговорки с созвучными фразами:
Кто по нраву крут, тот никому не друг.

Кто по понедельникам бездельник, тот и во вторник не работает.

Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно смотрит.

Как руки одежду сшили, так плечи ее и сносили.

Кто не работает, тот не ошибается.

Кто по весне не лежит, тот весь год будет сыт.

Кто есть везде, того нет нигде.

Какой отец, таков и сын.

Такие особенности можно взять за основу при создании новых поговорок. Игра, созданная таким образом, понравится каждому малышу. Игровой процесс позволит развить мышление и логику у ребенка – эти познания пригодятся ему в дальнейшей жизни.

При обучении ребенка различным пословицам, необходимо тщательно рассказывать смысл того или иного высказывания. Требуется сделать все возможное, чтобы малыш уловил суть поговорки, а не заучил ее наизусть. Это позволит правильно развить малыша.

Ему будет намного проще в дальнейшем, если смысл многих жизненных вещей будет понятен еще в самом нежном возрасте.

Правильное поведение позволит привлечь внимание сверстников, у него появится много друзей, ведь все же интересней общаться с человеком, который способен правильно изъяснить свои мысли.

Источник: https://gfom.ru/poslovitsi_dlya_detey.php

Пословицы и поговорки. Смысл пословиц и зачем они нужны | Цветы жизни

Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.

Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.

Поговорки и пословицы — это краткие изречения, несущие в себе народную мудрость. Считается, что эти изречения придуманы народом, а их поучительное содержание закреплено многовековым опытом. Издавна люди отражали в своих высказываниях обычаи и традиции, принятые в их жизни, а также высмеивали человеческие пороки: глупость, зависть, жадность и т.д.

Смысл пословиц заключается в том, чтобы передавать опыт народа будущим поколениям, а суть пословиц – научить потомков «уму — разуму», сделать так, чтобы они учились на чужих  ошибках, и имели возможность избежать своих собственных. Кроме того, народные изречения делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.

Первые найденные книги с пословицами и поговорками датированы 2500 г.  Их находили еще в Древнем Египте. Уже тогда люди тщательно вели поучительные записи для последующих поколений.

Много поговорок взяты из произведений великих русских поэтов и писателей. Например, в произведении Грибоедова А.С. «Горе от ума» насчитывается более двух десятков фраз и выражений, ставших «крылатыми».

Пословицы и поговорки в сказках

На основе пословиц сложено множество сказок и басен. Много народных изречений можно найти в детских сказках. Например, пословица к сказке «Лягушка-путешественница»: «Всякая сорока от своего языка погибает». А вот – к сказке «Кот в сапогах» — «Дорого то, что делается вовремя». Большое количество крылатых выражений можно почерпнуть из Библии, особенно в ее ветхозаветной части.

Самый крупный сборник пословиц и поговорок в нашей стране – это сборник, созданный в 19 веке русским филологом Владимиром Далем, который изучал народные изречения около 20 лет. Книга содержит более 30 000 изречений, которые распределены в специальные тематические разделы.

Пословицы и поговорки отличаются друг от друга целью своего высказывания, хотя частенько их путают.

Чем отличаются пословицы от поговорок

Давайте разберемся в том, чем отличаются пословицы и поговорки.

Пословицы. Какие они?

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

  • применяются к различным жизненным явлениям;
  • имеют две части, рифмующиеся между собой;
  • содержит нравоучение или предостережение;
  • является предложением.

Пример  пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А поговорки? Это что такое?

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».

И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

Пословицы о Родине

  • Своя земля и в горсти мила;
  • Нет в мире краше Родины нашей;
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Человек без Родины — соловей без песни.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
  • Родной край – сердцу рай.
  • Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

Пословицы про дом

  • В гостях хорошо, а дома лучше;
  • Коли изба крива – хозяйка плоха;
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
  • Мой дом –моя крепость.
  • В каждой избушке свои погремушки.
  • Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.
  • Дом вести, не лапти плести.
  • Дома и стены помогают.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше.
  • Дома — как хочешь, а в людях — как велят.

Пословицы о дружбе

  • Брат брата не выдаст;
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось;
  • Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
  • Дружба – не гриб, в лесу не найдешь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Дружба — дружбой, а служба службой.
  • Ищи друзей, а враги сами найдутся.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.
  • Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Все за одного, один за всех.
  • Друзья познаются в беде.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг спорит, недруг поддакивает.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Один в поле не воин.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Одна пчела много мёду не принесёт.
  • С тем не ужиться, кто любит браниться.

Пословицы про семью и детей

  • В дружной семье и в холод тепло;
  • За общим семейным столом еда вкуснее;
  • В своем доме и стены помогают.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Семья в куче — не страшна и туча.
  • Согласие да лад в семье клад.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
  • Материнская молитва со дна моря достает.
  • Отца с матерью почитать — горя не знать.
  • Семьей дорожить — счастливым быть.
  • Свои люди — сочтемся.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Хоть тесно, да лучше вместе.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать.
  • Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  •  Изба детьми весела.
  • Птица рада весне, а дитя — матери.
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
  • Где любовь, тут и Бог.

Пословицы про животных

Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.

  • Бодливой корове бог рог не дает;
  • Волка ноги кормят;
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • И волки сыты, и овцы целы.
  • Каждый кулик своё болото хвалит.
  • Маленькая собачка — до старости щенок.
  • На ловца и зверь бежит.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Не всё коту Масленица.
  • С волками жить — по-волчьи выть.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Собака на сене — сама не ест и другим не даёт

Пословицы о труде

  • Делу время – потехе час;
  • Глаза боятся, а руки делают;
  • Кто рано встает, тому Бог подает.
  • Трудолюбив — как муравей.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто рано встает, тому Бог дает.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  • Дело мастера боится.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • От трудов праведных не нажить палат каменных.
  • Труд кормит, а лень портит.

Пословицы для детей

  • В родной семье и каша гуще;
  • Большому куску и рот радуется;
  • Не зная броду – не лезь в воду.
  • Детство время золотое.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • В здоровом теле — здоровый дух.
  • Мал да удал.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Посеешь привычку — вырастишь характер.
  • Любить хорошо взаимно.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Яйца курицу не учат.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • От теплого слова и лед тает.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.
  • Язык мой — враг мой.
  • Семеро одного не ждут.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Поспешишь — людей насмешишь. 
  • Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о книгах и учебе

  • С книгой жить – век не тужить.
  • Книга мала, а ума придала.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книги читать — скуки не знать. 
  • Больше узнаешь — сильнее станешь.
  • Речь-серебро, молчание — золото.
  • Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
  • Ученье свет, а не ученье – тьма.
  • По одежде встречают, по уму провожают.
  • Век живи – век учись.
  • Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.

Какова польза пословиц для детей

В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:

  • передают народную мудрость;
  • приобщают к красоте и богатству родного языка;
  • учат здравому смыслу;
  • прививают нравственно-эстетические взгляды;
  • формируют жизненный опыт;
  • побуждают к действию;
  • формируют у ребенка взгляды на жизнь;
  • учат четко и кратко формулировать мысль;
  • развивают творческое мышление;
  • помогают вырабатывать четкую дикцию;
  • помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.;
  • усваивают произношение звуков, которые трудно сочетаются между собой;
  • развивают звуковую культуру речи;
  • развивают память;
  • вырабатывают чувство ритма, рифмы и пр.

Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.

Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.

Закончи предложение

Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:

Например: Кошки — вон,… (ребенок продолжает) — мышам раздолье.

Знаток пословиц

Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))

Объясни пословицу, или а где мораль?

Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.

Игра «Двойняшки»

Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.

Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»

«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»

Посмотрите вместе с детками видео-урок про пословицы и поговорки:

Источник: http://tsvetyzhizni.ru/igry/poslovicy-i-pogovorki-dlya-detej.html

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через пословицы и поговорки

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через пословицы и поговорки

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога»

Доброта, мудрость,жалость, сочувствие, сопереживание, вежливость… Многолетний опыт позволяет высказать наболевшую проблему – с каждымгодом все реже встречается ребенок, обладающий этими качествами в комплексе.Причин этому много.

Это  коренные и невсегда положительные изменения в обществе.

Ускорение темпа жизни, увеличениезабот о материальном благополучии не являются благоприятным полем дляпроявления высших нравственных качеств, таких как забота о ближнем, доброта,самоотречение ради общей цели.

Во все времена нравственное поведениеформировалось на примере  старшегопоколения, под влиянием общественной оценки поступков человека.

В современныхусловиях эти  определяющие факторыпотеряли свою силу и значимость.

Родители, отдавая детей в детский сад,  рассчитывают на то, что в дошкольномучреждении научат всему, забывая при этом о том, что главные нравственные урокиребенок получает в семье.

Разумеется, работа воспитателя обязывает насзаниматься нравственным развитием ребенка. Но все это воспитывается как-тоситуативно, бессистемно. Насыщенность программных задач, плотный график,решение образовательных целей оттесняет нравственное воспитание на второй план.

Анализируя результаты многолетних наблюденийза поведением детей в игре, на учебных занятиях, в свободном общении  были определены наиболее слабые звеньясформированности у детей навыков нравственного поведения:

  • недостаточно правильные этические представления, неточнаядифференциация отдельных понятий (например, дети путают понятия «быть добрым»,«честным», справедливым»);
  • недостаточны представления о мире человеческихотношений, и их эмоциональных проявлениях;
  • значимость своего «Я» не позволяетдетям подчинять себя игровым правилам и действиям, согласовывать свои действияс другими участниками игры;
  • неумение давать оценку поступкам своихсверстников и литературных героев;
  • низкий уровень владения речью (а именно,диалогической, объяснительной) обедняет возможности свободного общения.

Таким образом,определяются основные направления воспитательной образовательной работы:

1. Формирование этических представлений. Отсутствие уребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо»,мешает ему контактировать с окружающими его детьми.

2. Развитие эмоциональной сферы. Именно онаопределяет уровень этических представлений. Научить детей чувствовать,переживать, понимать чувства других – основная задача этого направления работы.

3. Развитиенравственного сознания ребенка. Задача педагогического воздействия – научить детей самостоятельно определять, с какой целью он совершает тот или инойпоступок, какие  он преследует при этомцели. Понимание внутренних, индивидуальных причин разных поступков – ключ ксправедливому  разрешению детскихконфликтов.

4. Формированиенравственного поведения. Этические представления должны находить свое  отражение в повседневной жизни детей.

Решениезадач каждого направления невозможно без речевого развития дошкольников.Дошкольная педагогика предлагает различные формы,  способы и приемы формирования нравственныхкачеств у дошкольников. Именно большой диапазон не только педагогическихсредств, но и форм  их использования впедагогическом процессе, обуславливает основную трудность в практическойработе  с детьми.

Найти наиболееэффективные способы и приемы, объединить и систематизировать их, интегрироватьс общими задачами развития дошкольников в детском саду, – вот те задачи,возможное решение которых предлагается в данной разработке. 

В 2015-2016 году моей темой самообразования была –«Нравственное воспитание детей через средства художественной литературы». Втечение года ежемесячно мы знакомились с каким-либо нравственным качеством.

Так, нами были рассмотрены такие темы, как доброта, гостеприимство, милосердие,верность, правда и ложь, равнодушие и отзывчивость, любовь и ласка, терпение итерпимость.

Дети знакомились с этими качествами через сказкотерапию, беседы,художественные произведения, дидактические игры.

В 2016-2017 году я выбрала направление: 

«Нравственноевоспитание дошкольников через пословицы и поговорки»

Целью углубленнойработы является разработка системы педагогического воздействия в процессенравственного воспитания дошкольников через пословицы, поговорки и крылатыевыражения.

Объект исследования:навыки нравственного поведения дошкольников старшего возраста.

Предметисследования: способы и приемы использования возможностей русского фольклора внравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза: я предполагаю, что путем использованиявозможностей художественной литературы и фольклора в нравственном воспитаниидошкольников удастся сформировать у них навыки этически-нравственногоповедения.

Задачи исследования:

1. Определить формы работы поиспользованию возможностей художественной литературы и фольклора в нравственномвоспитании старших дошкольников.

2. Разработатьперспективный план развития нравственных мотивов поведения детей,способствующую совершенствованию их интеллектуальной и эмоциональной сфер.

3. Экспериментально определить параметры уровнейсформированности нравственного поведения старших дошкольников.

За основу перспективного плана я взяла беседы с детьми опословицах и крылатых выражениях по книге Т.А. Шорыгиной «Мудрые сказки».

 Селукова Светлана Аркадьевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка» – «Октябрьский детский сад», с. Октябрьский, Республика Удмуртия.

Приложение. Перспективный план

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/19477.html

Пословицы и поговорки для развития детей

24 Апрель 2015      admin74       страница » Развитие детей        1752

Устное народное творчество – уникальная копилка не только произведений малых жанров, но и кладезь обучающих приемов, которые с удовольствием используют педагоги. Эти легко запоминающиеся выражения могут составить достойную конкуренцию появляющимся в большом количестве и довольно однообразным новым дидактическим материалам.

Важно использовать пословицы и поговорки для развития детей с целью постановки правильной речи, умения сосредотачиваться, укрепления памяти. К тому же, в этих небольших по объему произведениях запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо, поэтому можно поразмышлять вместе с ребенком и об этом.

В основе названий этих видов народного творчества – корни «слов» и «говор». Это означает, что такие выражения свойственны для разговорной речи и используются для того, чтобы сделать ее более образной, меткой, выразительной. Человек, умело использующий пословицы и поговорки в речи, может эмоционально захватить аудиторию, произвести на нее впечатление.

В чем отличие пословиц и поговорок?

Среди малых фольклорных форм пословицы и поговорки считаются едва ли не самыми многочисленными. Однако структура их отличается: пословицы состоят из двух частей – условия и следствия (вывода), а поговорки представляют собой частичное суждение о чем- либо. Например:

  • «Лыка не вяжет», «остался у разбитого корыта», «не в городе Богдан, ни в селе Селифан» – поговорки
  • «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Сам погибай, а друга выручай», «Семь раз отмерь – один отрежь» – пословицы

С одной стороны, это примеры устного творчества, легко запоминающиеся и воспроизводимые. С другой – в них «спрятано» сложное обобщение целой группы сходных явлений. польза заключается как раз в осмыслении этого скрытого послания.

Использовать пословицы и поговорки для развития детей можно только с условием хорошего понимания самими взрослыми их поучительного смысла. При формальном подходе эти занятия пользы не принесут.

Пословицы, поговорки и… логика

С помощью малых произведений фольклора можно успешно развивать логику детей.

В одном из городов было проведено исследование нескольких десятков детей старшего школьного возраста среднего уровня развития, по итогам которого выяснилось, что примерно 20 % из них вообще не понимают смысл пословиц, некоторые даже отказывались давать пояснения. Около 70 % понимают прямое значение ( «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» = «не надо плевать в колодец, потому что потом из него неприятно будет пить»)

Скрытый смысл образных выражений – поговорок не улавливают более 30 % детей. Многие затрудняются объяснить его своими словами или на примерах.

Это грустная статистика, потому что доказано: образцы устного творчества развивают логику. Когда ребенок объясняет их значение, он тренирует понимание причинно-следственных связей. Пословицы так и «устроены»: в них вывод невозможен без первоначального условия.

Игры с пословицами и поговорками

Пословицы и поговорки для развития детей лучше применять в привычной ребятам игровой форме.

Игра «Угадай пословицы и поговорки»

Ведущий зачитывает краткое пояснение-намек, а игроки как можно скорее угадывают, о какой пословице идет речь:

  • Что летит, когда лес рубят? (щепки)
  • По чему провожают? (ум)
  • Кто до старости щенок? (маленькая собачка)
  • На кого зверь бежит? (на ловца)
  • Что не тянет, если своя? (ноша)

и т.д.

Игра «Путаница»

Это развлечение для деток постарше. Нужно написать на отдельных листах пословицы, затем разрезать их по словам и перемешать. Детям нужно быстро сориентироваться в том, какая именно пословица «перепутана», и восстановить ее.

Вообще игры с пословицами и поговорками проходят весело и вызывают много положительных эмоций у детей и взрослых.

    аудитория, взрослый, вообще, вывод, выражение, запоминаться, значение, игра, использовать, колодец, легко, логика, малый, много, народный, нужно, образной, один, плевать, поговорка, польза, понимание, понимать, пословица, Пословицы и поговорки для развития детей, пример, произведение, развивать, развитие, развитие детей, ребенок, речь, смысл, старший, творчество, тома, условие, устный, форма     

Источник: http://sonyaclub.ru/poslovicy-i-pogovorki-dlya-razvitiya-detej/

Первые ступени – Пословицы и поговорки

Пословицу сказал — дорогу указал.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо.

Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей.

Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи.

Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией.

Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

Отметим примерный этап работы с пословицами:

1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

Половинки

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слу­шай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война раз­рушает.

Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость мо­лодит.

Добро поощряй, а зло пори­цай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

Представление о времени.

Многие учащиеся началь­ной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных времен­ных обозначениях поверхнос­тны.

Работа, направленная на заучивание названий и после­довательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительно­сти и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени.

Доказано, что своевре­менное и адекватное форми­рование временных представлений и ориентировки во вре­мени служат необходимой предпосылкой развития мыш­ления и деятельности детей в целом.

Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совер­шенствованию представления о цикличности времени, за­креплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекоменду­ется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь — зимы го­сударь.

Январь-батюшка год начи­нает, зиму величает.

Январь — году начало, а зиме середина.

Июль — макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Представления младших школьников о каждом време­ни года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об опреде­ленной деятельности челове­ка, характерной для данного времени года. Как показыва­ет практика, наиболее труд­ным остается определение последовательности времен года.

Формирование познаватель­ной деятельности тесно связа­но с развитием понимания причинно-следственных свя­зей.

Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона.

Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением при­чинно-следственных связей в природе, а с другой — совер­шенствовать представления о смене времен года и их цик­личности.

Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем ско­рее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит , плачет зимою.

Худо , когда сол­нца нету.

Каждый кустик ночевать пустит.

солнце све­тит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к дол­гой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

Веселые рифмочки

(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний хо­лод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Ку­рить — здоровью вредить.

Сла­ву свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за вели­кана.

Умелый боец везде мо­лодец.

Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

Свои иголки для ежа не колки.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Люди па­хать, а мы руками махать.

Какое семя, таково и племя.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Чай пить — не дро­ва рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Далеко шел, добра не нашел.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Добро на­живай, а худо изживай.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Зло любить — себя губить.

Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.

Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мая делом.

Не учи безде­лью, учи рукоделью.

Надо знать, что сказать.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.

Москва- столица — для всего мира светлица.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.

Работай смелее — будешь жить веселее.

В зимний холод всякий молод.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Источник: http://safr-ira.ucoz.ru/index/poslovicy_i_pogovorki/0-27

Бьютикул
Добавить комментарий