Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха

Содержание
  1. Развитие музыкального слуха у детей. Музыкально эстетическое и ритмическое развитие и воспитание
  2. Особенности музыкального развития детей по возрастам
  3. Роль музыкального воспитания в развитии ребенка
  4. Музыкально ритмическое развитие ребенка
  5. Развитие музыкального слуха у детей
  6. Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей
  7. Музыкальная игра для развития ребенка
  8. -3 года
  9. Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет
  10. Музыкальное развитие детей в начальной школе
  11. Раннее музыкальное развитие детей
  12. Плюсы и минусы раннего музыкального развития
  13. Методики раннего музыкального развития детей
  14. Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки
  15. Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали
  16. Методика Карла Орфа
  17. Особенности раннего музыкального обучения
  18. Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения
  19. Литература:
  20. Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста
  21. Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?
  22. Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста

Развитие музыкального слуха у детей. Музыкально эстетическое и ритмическое развитие и воспитание

Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха

Развивать музыкальные способности у ребенка нужно с самого раннего детства. Родителям стоит узнать, что же включает в себя это развитие.

Маленький ребенок постепенно и уверенно совершенствует свои умения, основанные на биологическом и физиологическом развитии: сначала он учится держать головку, потом улыбаться, сидеть, ползать, ходить, говорить, держать ложку и прочее. Также, на основе особенностей физиологии ребенка можно развивать у него и музыкальные способности.

Особенности музыкального развития детей по возрастам

Естественно, что в каждом возрасте в развитии ребенка будут свои особенности.
Постепенно развиваются слуховые ощущения, музыкальный слух, затем – своеобразная эмоциональная отзывчивость на звуки музыки и музыкальные композиции. Позже приобретаются элементарные музыкальные навыки, совершенствуемые  впоследствии.

От простых ощущений до сложных навыков: музыкальные способности у ребенка развиваются постепенно.

  1. Так, для первого года жизни ребенка характерна простейшая реакция на музыку и музыкальные звуки. Ребенок может вздрагивать при громких и резких ударах барабана, оживляться, услышав мелодичные напевы или успокаиваться под мамину колыбельную. К концу первого года ребенок уже в состоянии имитировать определенные интонации окружающих и общающихся с ним взрослых
  2. На втором году жизни ребенок становится более активным во всех отношениях, в том числе, и в музыкальном. Он уже может различать тембр голоса, высокие и низкие звуки. Он может пытаться подпевать конец фразы песенки, сопровождать незатейливую мелодию движениями – прихлопывать, притопывать, крутить головой, улыбаться, кружиться
  3. Период 3 – 4 года очень важный в развитии ребенка. Его действия и речь уже более уверенны, мышечно-двигательный аппарат становится крепче, у ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Также активно проявляется интерес к музыке и ритму. Дети в этом возрасте с удовольствием разучивают и напевают песенки, танцуют в хороводе, кружатся и выполняют простейшие танцевальные движения
  4. В 5 лет ребенок еще более активно познает мир. Ему интересно все: названия вещей и предметов, их устройство, как и почему все работает. Часто задаваемый ребенком вопрос «почему?» свидетельствует о желании маленького человека понять причинно-следственные связи, связать явления и найти различия. В физиологическом плане пятилетка становится очень подвижным. Он в состоянии уверенно выполнять основные движения – бег, прыжки, лазание. Все это способствует развитию чувства ритма в ребенке. Также у 5-летнего ребенка голос становится более звонким, и ребенок уже в состоянии направленно управлять им. Все более проявляется слух. В музыкальном плане у пятилетнего ребенка также ощутимо значительное развитие. Он чувствует, понимает и в состоянии воспроизводить радостные и грустные нотки мелодии, высокие и низкие звуки, делать звуки тихими или громкими. Пятилетка уже может танцевать в такт мелодии или ритму
  5. Дошкольный возраст 6 – 7 лет. У детей дошкольного возраста или младшего школьного уже во многом развивается эстетическое чувство. Дети в этом возрасте не просто разбираются в интонации музыкального произведения, но и в состоянии сами характеризовать его. Они могут внимательно слушать музыку и выделять отдельные части музыкальной композиции. Музыкально-слуховой аппарат ребенка готов к восприятию и воспроизведению нот во время пения и дальнейшему развитию музыкального слухаВ этом возрасте дети уже сами могут находить выразительные средства для творческого исполнения песен и танцевальных движений под музыку.

    Голос шести-семилетнего ребенка звонок и может быть напевен, его ой диапазон уже достаточно широк

ВАЖНО: Если ребенка развивают в музыкальном плане, в 5 лет он уже может различать основные инструменты – фортепиано, гитара, аккордеон, барабан, скрипка и прочее. Именно с этого возраста можно начать обучать малыша игре на них

5 лет — лучший возраст, чтобы начать играть на музыкальном инструменте.

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка

  • Как известно, музыка и ритмы всегда были непременным атрибутом человеческой цивилизации. Музыкальные сопровождения выполняли сакральные и культовые функции в ранних обществах и являлись высшим проявлением изысканного эстетического чувства в поздних цивилизационных формах
  • Поэтому как можно более ранее музыкальное развитие ребенка будет способствовать и его личностному развитию, и развитию его эстетического вкуса, и, в целом, формированию его ценностного отношения к миру
  • Если ребенок занимается музыкой, его умственная деятельность становится более активной, его оба полушария мозга развиваются одновременно

Формировать музыкальный вкус у ребенка родители должны еще в самом раннем детстве.

  • Очень важным фактором для ребенка дошкольного возраста, периода, когда формируется личность, является его окружение, и, в первую очередь, семья. Родители должны стараться формировать музыкальный вкус ребенка как можно раньше, даже если они сами не играют на музыкальных инструментах
  • Желательно, чтобы с ребенком еще с раннего детства позанимался музыкальный педагог, чтобы научить его музыкально-слуховым и ладовым представлениям, чувству ритма, воспроизведению мелодии голоса и тому подобное

Важно также учить ребенка слушать хорошую музыку и беседовать с ним о его впечатлениях о ней.

Наилучший возраст ребенка для первых активных занятий музыкой – дошкольный.

ВАЖНО: Ученые из Канады выяснили, что если маленький ребенок начинает заниматься музыкой, у него улучшается память, ускоряется умственное развитие, концентрируется внимание. Такие дети становятся более грамотными и более способными к математике
Музыкально эстетическое развитие ребенка

Развитие музыкальное непосредственно влияет на развитие общее: память, восприятие, речь ребенка улучшаются.

  • Современные педагогические тенденции, которые основаны на многочисленных исследованиях и наблюдениях, сводятся к тому, что, если речь идет о музыке, то эта эстетическая сфера вполне доступна не только талантливым и одаренным детям, но и любому ребенку. Главное – вовремя начать прививать ребенку эстетический вкус, умение слушать и понимать музыку, поскольку именно в детстве формируются общая культура личности
  • То, чего ребенок недополучил в детстве, со временем все сложнее наверстывать, считал знаменитый педагог В.А. Сухомлинский.С музыкой, помимо развития интеллекта, формируются духовные и нравственные представления и потребности личности. Музыка способна пробуждать самые лучшие чувства в душе человека, делать его благороднее

Музыкально ритмическое развитие ребенка

  • Прививать любовь и потребность к музыке маленькому ребенку лучше всего с музыкально-ритмической деятельности, а именно, танцев, интересных упражнений под музыку, музыкальных игр. С их помощью у ребенка совершенствуются двигательные умения и навыки, развивается чувство ритма, музыкальная память
  • Если ребенок с удовольствием двигается под музыку, развиваются не только его двигательные способности, но и музыкальный слух. Все это управляется соответствующими отделами мозга, которые также получают свое развитие

Ребенка нужно учить не только слушать музыку, петь или играть на музыкальных инструментах, но и двигаться в ритме с мелодией.

Музыка организует движения, учит ребенка пространственно-временной ориентации.
Музыкально-ритмическое развитие ребенка позволяет:

  • научить понимать музыку, ее настроение
  • расширять музыкальный кругозор
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма
  • улучшать музыкальную память

С помощью ритмических движений у ребенка развивается:

  • ловкость и точность движений
  • пластичность и выносливость
  • умение координировать движения в пространстве
  • улучшается осанка и походка
  • обогащаются и становятся красивыми движения

Помимо этого происходит:

  • развитие воображения и фантазии
  • развитие творческих способностей и умения импровизировать
  • концентрация внимания и прочее

Танцуя, ребенок творит.

Развитие музыкального слуха у детей

Понятие музыкальный слух включает в себя:

  • чувство ритма
  • чувство лада
  • умение различать ноты и тональности
  • прочее

Музыкальный слух у ребенка нужно развивать. Для некоторых детей такое развитие будет происходить проще, некоторым будет сложнее. Но начинать развитие слуха нужно в как можно более раннем возрасте ребенка.

Начинать развивать музыкальный слух ребенка нужно еще в раннем детстве.

Для этого можно увлечь его разными играми, ведь совсем необязательно «пристраивать» ребенка к какому-нибудь музыкальному инструменту. Достаточно, чтобы в доме время от времени звучала хорошая качественная музыка, и была она не просто фоном для времяпровождения, а что-то бы акцентировалось в ней, о чем-то вы бы рассказали ребенку.

Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей

Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься музыкой. Для маленьких детей все обучение должно базироваться на игре, на увлекательных и ненавязчивых занятиях.
Поиграйте с ребенком (от 3 лет и старше), например, так.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Стучим пальчиками в ритм песенке или другой музыкальной форме. Вы показываете, как выстукивать пальцами рук ритм, а ребенок повторяет за вами. Возможно, у вас дома есть игрушечный ксилофон или другая подручная игрушка для этого

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Давайте ребенку слушать разные музыкальные инструменты, а потом поиграйте в «Угадайку»: какой музыкальный инструмент звучал

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Поиграйте в «Путаницу». Напойте один куплет одной знакомой ребенку детской песенки, а другой куплет возьмите из другой. Пусть ребенок распутает вашу путаницу в песенках

УПРАЖНЕНИЕ № 4: Придумайте музыкальную сказку. Включите в нее своего ребенка в качестве действующего лица. Пусть разные герои поют разные песенки или танцуют танцы под музыку, и ребенок также выберет для себя песню и танец

УПРАЖНЕНИЕ № 5: Организуйте домашний концерт. В нем пусть примут участие как можно больше членов семьи. Можно приурочить такой концерт к праздникам или дням рождения

https://www.youtube.com/watch?v=5o0nnQofBUI

Домашний концерт — веселая игра и упражнение на развитие музыкальных способностей детей.

Музыкальная игра для развития ребенка

Еще несколько вариантов игр для ребенка:

  1. Наверняка у вашего малыша есть игрушечные музыкальные инструменты.
    Поиграйте на каком-то из них и спрячьте инструмент. Пусть ребенок найдет нужный звучавший
  2. Устройте мини-дискотеку. Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Пусть он и повторяет движения за вами, и импровизирует сам
  3. Устройте караоке. Если есть специальное оборудование – хорошо. Можно вполне обойтись и детским микрофоном

-3 года

В 2 — 3 года малыш с удовольствием будет хлопать за вами в ладошки. Например, спойте часть песенки, задержите паузу и похлопайте в ладошки в такт музыке сначала вместе с малышом, потом подождите, пока он похлопает сам.
Напевайте ребенку детские песенки и пытайтесь сделать так, чтобы он повторял за вами простейшие звуки и ритм.

В 2-3 года ребенок уже проявляет активный интерес к музыке.

Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет

Если ребенок посещает детский сад, то там, разумеется, предусмотрены музыкальные занятия, которые проводит профессиональный музыкальный педагог.

Музыкальным развитием детей в садике активно занимается музыкальный педагог.

Также имеются различные развивающие кружки и школы эстетики, где ребенка могут научить и музыкальной грамоте, и некоторым танцевальным движениям, и проводить с ним комплексные занятия.Однако позаниматься с ребенком музыкой и ритмом можно и дома.

Например, поиграйте с малышом так:

  1. Ходьба под музыку: на полной ступне, на носочках, на пяточках, вперед/назад; пусть ребенок сымитирует, как ходит лисичка, курочка, динозавр
  2. Бег под музыку: пусть теперь ребенок побегает, как собачка, как зайчик, или полетает как птичка или бабочка.
  3. Покажите ребенку некоторые движения из разных танцев, например, как присесть под музыку гопака, или покружиться, как в хороводе

Музыкальное развитие детей в начальной школе

Младшие школьники, ввиду своих возрастных особенностей, очень восприимчивы к информации любого вида, они пытливы и любознательны. В это время в ребенке формируется общественное начало его личности.

Младшие школьники с удовольствием ходят на музыкальные кружки.

Школа прививает им навык трудиться и располагать временем, находится в коллективе. Учеба помогает словесно-логической и смысловой обработке информации и ее запоминанию, развитию мышления и формированию элементарных научных понятий.
Дети в этом возрасте очень любят выступать.

Ребенок может петь или танцевать, участвовать в праздниках и утренниках. Кстати, пение и танцы могут быть очень полезными не только для эстетического, психического и нравственного развития ребенка, но и для его физического развития.

Так, благодаря пению, у ребенка укрепляется дыхательный аппарат, улучшается осанка, нормализуется кровообращение.

Источник: http://BabyBen.ru/vospitanie/razvitie-muzykalnogo-sluha-u-detej-muzykalno-esteticheskoe-i-ritmicheskoe-razvitie-i-vospitanie.html

Раннее музыкальное развитие детей

Раннее музыкальное развитие детей

Особенности раннего музыкального развития

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития.

И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша.

Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте.

Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам.

А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант.

Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый.

Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах.

Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом.

Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз.

Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию.

Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны. 

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика.

Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты.

При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации.

Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка.

При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика.

Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки.

Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук.

В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования.

Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

← Структура музыкального занятияМузыкальные инструменты своими руками →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/rannee-muzyikalnoe-razvitie.html

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. От того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит дальнейшее полноценное его развитие.

Музыкальные способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих.

Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Кроме музыкальности, ученые указывают на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности. Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятые музыкальная одаренность.

Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых — к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов.

Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.

Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение является важной составляющей гармоничного развития дошкольника.

Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить проблемы звукопроизношения.

Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.

В пении успешно интегрируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке.

Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Современные учебно-методические источники литературы, а также авторские методики предлагают различные способы и методы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Труды Н. А. Ветлугиной рассматривают развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Она разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей настольные, подвижные, хороводные.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности ого аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада.

С учетом вступивших в силу ФГОС ДО, которые подразумевают реализацию комплексного подхода, как важнейшее условие повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов является применение комплекса вокальных игр и упражнений по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению необходимо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот.

В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца — диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является — игра.

Именно в игре ребёнок само утверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное — непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.

Формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, стоя или сидя, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз — наклон и два — наклон!

Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев).

«Отправляемся на рынок» — выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

«Примерка пиджачка», описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

«Пружинки» по команде “вверх” — поднимаются на носочки, “вниз” — опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги). Данные упражнения подходят как для среднего, так и для старшего дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. В основу применяемой артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова. В среднем возрасте применяются сказки-инсценировки с небольшим количеством упражнений. Когда упражнения хорошо усвоены детьми, необходимо переходить к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под стихотворный текст. В старшем дошкольном возрасте дети сами могут проводить артикуляционную гимнастику, придумывая свои истории, тем самым проявляя творческую активность и фантазию.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производится, положив на него руку. Также всегда необходимо следить за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале используются игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуют разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраивают чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задувают “Свечи на торте”.

Для этого используются в работе различные образы. Формируя короткий вдох и длинный выдох, используются «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки.

Упражнение на увеличение выдоха “Егорки”, произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха:

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Большое внимание в работе с детьми уделяется распеванию. Распевание — это не только разминка ых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства.

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. («Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.) Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком.

Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.

Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Поэтому, проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы.

Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла.

Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

В процессе НОД необходимо учитывать возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, которые положительно влияют на развитие и формирование его ого аппарата, слуховой активности. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до).

Музыкальный руководитель в своей работе должен систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Учитывая возрастные особенности, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Песни-упражнения помогают преодолеть певческие трудности.

Систематическое применение песен-упражнений поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки.

Обучение пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми.

Дети в игровой форме учатся импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной. Все это, несомненно, развивает музыкальные способности детей.

Литература:

  1.      Асафьев Б. В. Музыкальные способности ребенка/ Б. В. Асафьев — M., 1987. — 187с;
  2.      Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н. А. Ветлугина. — M., 1981. — 148с;
  3.      Метлов Н. А. Музыка — детям/ Н. А. Метлов. — M., 1985. — 156 с;
  4.      Теплов Б. М. Психологические основы музыкальности ребенка/ Б. М. Теплов — M., 1985. — 276 с;
  1.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24355/

Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

/ 4 – 6 лет / Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Стремление всесторонне развить своих детей — это нормальное желание родителей.

Именно поэтому они стараются как можно раньше отдать свое чадо в спортивную секцию, на курсы изучения иностранных языков и в различные группы, где ребятишек учат читать, писать и производить простейшие математические действия. Все это, безусловно, очень важно, но не менее значимо, по мнению психологов и педагогов, эстетическое и музыкальное развитие.

Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?

Некоторые молодые мамы и папы считают, что если их чадо научилось сидеть, ходить, бегать, разговаривать и даже знает некоторые буквы, этого достаточно для его полноценного развития. Однако все не совсем так. Музыкальный слух не менее важен для формирования гармоничной личностиПочему?

  • Прослушивание хорошей музыки укрепляет центральную нервную систему.
  • Появление и развитие чувства ритма помогает лучше двигаться и делает движения более скоординированными.
  • Укрепляется мышечный аппарат.
  • Формируется вкус у малыша.
  • Развиваются лидерские качества.
  • В будущем прослушивание музыки поможет адаптироваться в коллективе, т. к. известно, что гармонично развитые люди способны налаживать контакты с любыми членами общества.
  • Игра на детских (а потом, возможно, и на взрослых) инструментах развивает мелкую моторику.
  • Танцы (любые движения под музыку) развивают крупную моторику.

Раннее развитие в этом направлении со временем может повлиять даже на выбор профессии. Совсем не обязательно, что мальчик или девочка станет музыкантом, однако способность понимать себя, свои вкусы и желания помогут сделать правильный выбор.

Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста

Говоря об особенностях музыкального развития и слуха у детей, стоит начать с того, чего делать не желательно.

  • Человек различает звуки, еще находясь в утробе матери. Поэтому даже рядом с беременной женщиной нельзя кричать и включать громкую музыку (особенно с ярко выраженными низкими частотами).
  • Сразу после рождения младенец понимает лишь интонацию, поэтому нельзя повышать голос, находясь рядом с ним.
  • С появлением в семье малыша должно быть введено табу на ругательства.
  • По отношению к себе кроха ни в коем случае не должна слышать слова типа «отстань», «прибью», «надоел» и т. п.
  • Малышу не нужно включать ту музыку и те песни, которые вызывают у него негативные эмоции, даже если это классические композиции, рекомендованные педагогами и психологами.

Как понять, что малышу нравится музыка?

Малышочек до года вряд ли сможет объяснить, что ему нравится и почему. Поэтому надо наблюдать за его реакцией.

Как понять, вызывает ли мелодия позитивные эмоции? Легко, ведь малыш производит некоторые движения, у него меняется мимика и пр.

  • Он прислушивается.
  • Замирает.
  • Иногда перестает заниматься тем, чем занимался до этого.
  • Подходит (подползает) к источнику звука.
  • При регулярном прослушивании любимых песен начинает демонстрировать хороший сон и аппетит.
  • Узнает понравившуюся музыку.

Следите за реакциями чада, и вы поймете, когда и что давать ему послушать. Но не надо забывать, что даже самые любимые звуки рано или поздно могут надоесть. Поэтому, если младенец стал капризничать, нервничать и т. д., лучше прекратить прослушивание и переключить ребенка на другое занятие.

Чтобы музыкальное развитие детей было гармоничным, надо действовать сразу в двух направлениях: слушание музыки и ее исполнение.

Слушание музыки

Как ни странно, развитие музыкального слуха начинается с понимания речи. Поэтому, прежде чем переходить к мелодиям, надо научиться говорить со своим чадом.

  • Не коверкать слова.
  • Не сюсюкать.
  • Произносить каждое слово четко, внятно с нужной интонацией.

Спустя некоторое время малыш начнет подражать вашей речи — это лучший момент для того, чтобы начать развивать его слух.

Как правильно развивать слух у ребенка?

  • Играть в игру, когда одно и то же слово (фраза) произносится с разными интонациями. Например, фразу «посмотри, это мяч» можно сказать отрывисто, выделяя каждый слог, плавно, нараспев, тихо, громко, испуганно, восторженно и т. д.
  • Включать приятную и вам, и вашему чаду музыку. На ночь и перед дневным сном можно слушать классическую музыку. Днем во время активных игр включать танцевальную , детскую музыку, веселые песенки из детских мультфильмов. Пробовать танцевать вместе с малышом.
  • Подпевать простым песенкам, которые нравятся дочке или сыну (кроха будет повторять, и так постепенно научится напевать).
  • Показывать малышу, как играют на различных инструментах. Желательно, конечно, чтобы мальчик или девочка видели инструмент, как говорится, живьем. Но если такой возможности нет, то можно показать короткое видео.

Педагоги советуют родителям маленьких детей научиться самим играть на каком-нибудь инструменте. Желание подражать взрослым вызовет у малыша стремление к извлечению звука.

Маленьких детей несложно научить исполнять гаммы и даже простые произведения на фортепиано, но это надо, скорее, родителям для реализации их амбиций и для того, чтобы было чем похвастаться перед гостями. Крохе же нужно совсем другое — научиться слышать звуки.

ВАЖНО! Обязательно хвалите младенца за все его успехи, подмечайте то, что он научился извлекать новые звуки, выучил песенку или хорошо повторил то, что услышал.

То, как именно взрослые будут помогать малышу развивать его музыкальные способности, зависит, в первую очередь, от его возраста.

О серьезных инструментах (гитарах, пианино и барабанах) речи, конечно, не идет. Но игрушки надо выбирать тщательно.

После двух лет малышу можно предложить «поиграть» на настоящих инструментах.

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны понять, что такое процесс обучения, поэтому их можно знакомить с азами теории.

ВАЖНО! Родители должны слушать и исполнять музыку, петь песни и учить стихи вместе с дочками и сыновьями, в каком бы возрасте они ни были. Поддержка и одобрение мамы и папы иногда творит чудеса.

Чтобы не «заблудиться» в способах и методах развития у детей музыкальных способностей, родителям можно воспользоваться специальной литературой.

Кроме всех этих книг, существуют еще и авторские методики, представленные, как правило, на дисках, где сразу можно найти и описание занятия, и упражнения, и необходимые материалы (саму музыку), и даже соответствующие картинки.

Каким вырастет ребенок, насколько гармоничной личностью он станет, зависит от тех, кто его воспитывает.

Об этом в один голос говорят все психологи и педагоги. Поэтому важно знать, как правильно подойти к музыкально-эстетическому развитию маленького человека.

  1. Воспитывайте хороший вкус у детей: посещайте концерты, театры и выставки. Но при этом не делайте табу из того, что считаете для своего чада неприемлемым. Не так уж и страшно, если ребенок столкнется с проявлением плохого вкуса, это поможет ему на контрасте сформировать свой.
  2. Обсуждайте с ребятишками увиденное и услышанное, позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.
  3. Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке — это создаст позитивные ассоциации с действием, и малыш будет возвращаться к нему снова и снова.
  4. Не мешайте чаду петь, как он хочет.

    Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.

  5. Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий.
    Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.).

  6. Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям малыша. Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.
  7. Используйте одновременно три педагогических метода: наглядный, словесный и практический.

Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку — малыш должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.

Источник: http://baragozik.ru/4-6-let/muzykalnoe-i-esteticheskoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Бьютикул
Добавить комментарий