Как правильно пишется слово: граммотный или грамотный, с одной или двумя буквами М? Как правильно написать слово грамотность, грамотный, грамотно, грамотнее, грамота, грамматика: правило

Содержание
  1. Как правильно пишется слово: граммотный или грамотный, с одной или двумя буквами М? Как правильно написать слово грамотность, грамотный, грамотно, грамотнее, грамота, грамматика: правило
  2. Почему мы путаем написание слов грамота и грамматика?
  3. Какие значения имеет слово грамота и что обозначает слово грамотный в первоначальном значении?
  4. Как изменилось со временем значение слова грамотный?
  5. Происхождение и значение слова грамматика
  6. Являются ли слова грамота и грамматика родственными?
  7. Как писать безударные гласные в словах грамотный и грамматический?
  8. Как научиться грамотно писать
  9. Научится писать грамотно и без ошибок
  10. Практика грамматики
  11. Техника улучшения орфографии
  12. Советы по грамотному письму
  13. Как пишется слово ГРАМОТНЫЙ? С одной или двумя М? Почему возникает такой вопрос?
  14. Почему мы путаем слово грамота и слово грамматика?
  15. Какие значения имеет слово грамота и что обозначает слово грамотный в первоначальном значении
  16. Что мы называем филькиной грамотой?
  17. Как изменилось со временем значение слова грамотный
  18. Происхождение и значение слова грамматика
  19. Являются ли слова грамота и грамматика родственными?
  20. Понятие, виды, значение, примеры грамотности. Проблема грамотности. Формирование грамотности. Повышение уровня грамотности. Грамотность – это..
  21. Определение
  22. Владение навыками работы на компьютере
  23. Сетевая грамотность
  24. Культурный уровень
  25. Психологическая грамотность
  26. Как повысить орфографическую грамотность
  27. Причины безграмотности
  28. Интеллектуальные игры и развлечения для детей
  29. Значение литературы
  30. Интуитивная грамотность
  31. Роль грамотности в жизни общества
  32. Как научиться писать грамотно
  33. Простые правила редактора
  34. Дайте тексту отлежаться
  35. Посмотрите в другом формате
  36. Мотивация и интуиция
  37. Полчаса в день на правила
  38. Справочники и словари
  39. На «Ворд» надейся, а сам не плошай
  40. Библиотека редактора
  41. Полезные онлайн-ресурсы

Как правильно пишется слово: граммотный или грамотный, с одной или двумя буквами М? Как правильно написать слово грамотность, грамотный, грамотно, грамотнее, грамота, грамматика: правило

Как правильно пишется слово: граммотный или грамотный, с одной или двумя буквами М? Как правильно написать слово грамотность, грамотный, грамотно, грамотнее, грамота, грамматика: правило

Как правильно пишется слово грамотный: с одной или двумя М?

Такой вопрос возникает не случайно, потому что довольно часто мы путаем два похожих по звучанию и написанию слова из одной области знаний.
Какие же это слова?

  • Первое — рассматриваемое слово грамотный, которое пишется с одной М.
  • Второе слово — грамматика, которое пишется с двумя М.

Но каждому человеку, считающему себя по-настоящему грамотным, необходимо запомнить, что слово грамотный образовано от слова грамота и в нем столько же букв М, то есть, всего одна.

Почему мы путаем написание слов грамота и грамматика?

Русская пословица гласит: «Грамоте учиться всегда пригодится». А другая эту же мысль подтверждает: «Без грамматики не выучишься и математике».

Вот здесь-то и происходит путаница между словом грамматика и грамота, ведь лежат они в нашей голове буквально на соседних полочках: относятся к одной тематической группе и имеют сходство в значении.
Чтобы не ошибиться в написании, необходимо понять разницу в значении и употреблении слов грамота и грамматика.

Какие значения имеет слово грамота и что обозначает слово грамотный в первоначальном значении?

Толковый словарь современного русского языка познакомит нас с несколькими значениями слова грамота.

  • Во-первых, грамота — это умение читать и писать. От слова с данным значением образовалось прилагательное грамотный. Как раз в первом значении оно и обозначает человека, который умеет писать и читать, по сравнению с безграмотным, который не обучался этому совсем.Так, например, после революции рабочих и крестьян обучали грамоте. Существовала специальная государственная программа ликвидации безграмотности – сокращенно ЛИКБЕЗ. За парты сели и стар и млад. Благодаря такой работе в стране стало больше грамотных – владеющих грамотой людей.
  • Во-вторых, грамота – это официальный документ. Это может быть, например, похвальная грамота, которую вручают человеку за добросовестную работу или другие достижения. Бывает охранная грамота или патентная грамота – документ, отражающий определенные привилегии, преимущества человека, его получившего. Также охранные грамоты выдают таким объектам, как памятники природы или памятники архитектуры.
  • В-третьих, существует устаревшее слово грамота. В школе мы узнаем о берестяных грамотах, найденных историками в Новгороде. Это древнерусские письма и деловые записки на бересте.

С третьим значением тесно связано распространенное в разговорной речи устойчивое выражение (фразеологизм) филькина грамота.

Как изменилось со временем значение слова грамотный?

Интересно то, что слово грамотный, о котором мы говорили выше, имеет не одно значение.
Чаще мы стали его употреблять в значении «знающий, хорошо разбирающийся в каком-либо вопросе, компетентный».  Например, «Я нашел грамотного специалиста по рекламе».

В школьном обиходе по-прежнему грамотным называют ученика, который способен писать без ошибок или допускает мало ошибок. В педагогической науке существует понятие орфографической и пунктуационной грамотности. Если человек обладает орфографической грамотностью, значит, он пишет слова без ошибок, пунктуационной —  правильно ставит знаки препинания в предложениях.

Получается, что грамотный учащийся тот, кто хорошо изучил грамматику — целостную теоретическую систему языка.
Вот мы и подошли к важному термину науки языкознания — грамматике.

Происхождение и значение слова грамматика

Слово грамматика происходит от греческого grammata – «буквы, письменность».
Обратимся к толкованию слова грамматика в словаре.

Грамматика в первом значении – это формальный строй языка, языковая система в совокупности всех своих разделов, главными из которых является морфология и синтаксис.

  • Второе значение – наука об этом строе языка, ее раздел «Грамматика».
  • Третье значение – книга, посвященная этому разделу, описывающая строй языка. Например, учебник «Российская грамматика» М. В. Ломоносова.

От существительного грамматика в первом и втором значении образуются прилагательные  грамматический, грамматическая, грамматическое, имеющие следующую лексическую сочетаемость: грамматический строй языка, грамматическая теория, грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория и т. п.

Эти словосочетания имеют отношение к науке о языке и заключают в себе абстрактные значения.

Являются ли слова грамота и грамматика родственными?

Если открыть этимологический словарь русского языка и изучить происхождение слов грамматика и грамота, мы обнаружим, что слова произошли от одного корня — grammata, что значит «буквы», а также «письменность, грамота, письмо, указ».
Только слово грамота при заимствовании было переоформлено. Очевидно, оно было раньше заимствовано по своей звуковой, фонетической оболочке – налицо сходство в произношении.

А слово грамматика – сугубо иностранный термин, сохраняющий признаки инородности, который первоначально использовался только в науке и, возможно, писался латиницей, поэтому сохранил в своей графической оболочке две буквы М.

Необычно также то, что в современных словообразовательных словарях у одних авторов мы видим эти слова в одном словообразовательном гнезде, как родственные, а у других, как слова произошедшие от разных корней ГРАМОТ и ГАММАТ.

Естественно, что все слова, образованные от слова грамота будут писаться с одной буквой М: грамотный, грамотно, грамотнее, малограмотный, безграмотный, грамотность, грамотей, грамотка и другие.

От слова грамматика мы имеем прилагательное грамматический и его формы грамматическая, грамматическое, грамматические, млодограмматический (изменяется аналогично) и существительное грамматик, которые унаследовали две буквы М.

Как писать безударные гласные в словах грамотный и грамматический?

Сравнив эти прилагательные, мы заметим, что есть разница в написании второй гласной: здесь тоже часто возникают ошибки. ГрамОтный, но граммАтический.

Можем сделать вывод, что слова ГРАМОТА, ГРАММАТИКА и производные являются словарными и требуют различения их значений и запоминания. В этом вам поможет наше подробное вышеизложенное исследование происхождения данных слов.

Одним словом, без обширных знаний о происхождении слов трудно освоить ГРАММАТИКУ и ГРАМОТНО писать.

Источник: http://HeaClub.ru/kak-pravilno-pishetsya-slovo-grammotnyj-ili-gramotnyj-s-odnoj-ili-dvumya-bukvami-m-kak-pravilno-napisat-slovo-gramotnost-gramotnyj-gramotno-gramotnee-gramota-grammatika-pravilo

Как научиться грамотно писать

Как научиться грамотно писать

Конечно же, мы все учились в школе, учились писать, проходили уроки русского языка, грамматики, и всё равное, продолжаем делать ошибки.

Это связано со многими факторами, один из них, высокоразвитая техника, которая думает за нас, исправляя орфографию, ведь в последнее время, все в основном печатаю, а не пишут от руки.

Достаточно просто использовать на компьютере специальную программу для проверки орфографии, и она подчеркнёт или исправит все Ваши ошибки. При этом мы забываем правописание и, столкнувшись с необходимостью заполнить какие-либо бумаги вручную, попадаем в неприятные ситуации.

Начните с того, что отключите проверку орфографии у себя в телефоне, старайтесь писать грамотно своими силами.

Не знание орфографии может показать человека в глупом виде, поэтому нужно совершенствоваться и стремиться стать грамотнее. Для того, чтобы бороться с этим, Вам нужно прибегнуть к воспоминаниям школьной программы по русскому языку, или даже пойти на курсы. Но сначала сделаем пару самостоятельных попыток повысить свой уровень.

Научится писать грамотно и без ошибок

Как и во всех учениях, нужно следовать последовательности, разделяя свои действия на теорию и практику. Начните больше читать художественную литературу, она ещё больше разовьёт в Вас глубину внутреннего мира.

Ещё плюсом умных книжек, они могут внести в Ваш словарный запас новые слова, а зрительная память впоследствии практики, будет потом фиксировать внимание на сложных словах. Возьмите, к примеру, Пушкина, Достоевского или Толстого.

Читайте в спокойной обстановке, лучше всего дома, вчитываясь в каждое слово, медленно для того, чтобы Ваша память запоминала слова, можно вслух, не только про себя, выразительно.

Противоположно классике, жёлтая пресса, какие-либо журналы, в них, как правило, встречаются грамматические ошибки. В день потратьте на чтение минут сорок, это не так много, зато имеет определённый эффект. Вообще это основное правило, как можно больше читайте, если у Вас есть больше сорока минут в день на книги, не ограничивайте себя, поверьте, сделаете только лучше.

Практика грамматики

После прочтения книги, Вам стоит закрепить результат в практике. Возьмите одну страницу из книги, медленно перепишите её, а самое лучшее, если Вам её кто-нибудь продиктует. Писать, как уже сказано, для начала необходимо медленно, продумывая каждое слово, стараться избегать ошибок, постепенно увеличивайте скорость.

Затем сразу же проверяйте его, прочитайте два раза, первый раз для проверки знаков препинания, орфографии, а второй – на проверку правильности составления предложений, его смысла. Зачастую, ошибки в основном возникают из-за не внимательности.

Есть маленькая хитрость, чтобы избавиться от скольжения глаз по тексту, прочитайте его задом наперёд, это позволит вчитаться в каждое слово.

Приобретите орфографический словарь, именно в печатном виде. Листая его в поисках нужного слова, Вы будите обращать внимание на другие, и, конечно же, тренируется зрительная память. Но, к сожалению, зрительная память не у всех хорошая, иногда приходить прибегать к зубрёжке. Теория, это хорошо, но пора переходить к практике.

Техника улучшения орфографии

У метода чтения книг, всё же есть минус, многие так погружаются в смысл самой книги, что не в состоянии обратить внимание на правописание. Хорошо, если у Вас остались учебники со школьных времён, в них очень много разного уровня полезных правил и упражнений разного уровня. Конечно, человек не должен помнить всё это, но неплохо было бы повторить.

  1. Первые правила, которое нужно повторить, это склонение существительных и поставка элементов препинания, вспомните падежи. После прочтения, составьте самостоятельно таблицу по этому материалу.
  2. Основа грамматики, познания морфологии — это часть грамматики о правильности речи, синтаксиса – это раздел по изучению предложений и способов сочетания слов внутри.

    Чтобы правильно пользоваться письменной речью, нужно разбираться в строении слов, понимать к какой части относятся слова: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, причастия, частицы и наречия. И весьма важно понимать состав слова, чтобы потом разбивать его на части, выявляя проблемные места: корень, суффикс, приставка, окончание.

  3. С осложнением пунктуации, запомните правило знаков, то есть, запятые ставятся для паузы. Прочитайте вслух предложение без написанных знаков препинания и попробуйте интуитивно угадать месть, где должна быть пауза.
  4. При слабой орфографии в основном хромает правило безударных гласных в корне слова. Выучите правило и слова исключения, во многом это Вам пригодится ещё.

Советы по грамотному письму

Каждый раз, когда Вы захотите бросить своё учение, подумайте о том, что отличное знание русского языка, делает Вас грамотным человеком, а значит более уважаемым, руководящим, помните это и наберитесь терпения.

Уделяя внимание чтению книг, отдайте предпочтение советским переплётам художественной классики. Они составлены наиболее грамотнее, так как в современных книгах, допускается много опечаток, некие изменения смысловой нагрузки.

Выбирайте книги по своим интересам, чтобы Ваше чтение и обучение было в удовольствие. Жанр особо не играет роль.

Все люди воспринимают информацию по разному, у кого-то зрительная память от природы отлична, а кто-то на слух всё усваивает. Оттачивайте слуховую память, не стесняйтесь читать слух.

Ещё отлично Вам поможет заучивания текста наизусть, к примеру, стихов или прочитанной накануне книге. После первых небольших практик, будет несомненный результат.

Попросите у кого-нибудь помощи, результативнее, когда Вас проверяет другой человек, помогает писать диктанты, ведите диалог. Рекомендуется создавать словарь Ваших сложных слов, которые даются не просто, не запоминается.

Записывая такие слова, выделяйте проблемные зоны заглавными буквами, на пример, привилегия.

Выполняя постоянные практики, сфокусируйте своё внимание на проблемных распространённых ошибках. Работайте только над ними, пока не устраните их.

Безусловного, все мы обладаем разными способностями и складом ума. У кого-то математический талант, у кого-то отличная зрительная память, ну а кому-то от природы дана интуиция на грамотное правописание. За неимением такой способности, первое правило среди всех остальных, это постоянная практика до полного устранения ошибок.

Источник: https://otvetclub.com/kak-nauchitsya-gramotno-pisat/

Как пишется слово ГРАМОТНЫЙ? С одной или двумя М? Почему возникает такой вопрос?

Такой вопрос возникает не случайно, потому что довольно часто мы путаем два похожих по звучанию и написанию слова из одной области знаний.Какие же это слова?Первое —  рассматриваемое слово грамотный, которое пишется с одной М.

Второе слово  – грамматика, которое пишется с двумя М.

Но каждому человеку, считающему себя по-настоящему грамотным, необходимо запомнить, что слово грамотный образовано от слова грамота и в нём, столько же букв М, то есть, всего одна.

Почему мы путаем слово грамота и слово грамматика?

Русская пословица гласит: «Грамоте учиться всегда пригодится». А другая эту же мысль подтверждает: «Без грамматики не выучишься и математике».

Вот здесь-то и происходит путаница между словом грамматика и грамота, ведь лежат они в нашей голове буквально на соседних полочках: относятся к одной тематической группе и имеют сходство в значении.
Чтобы не ошибиться в написании, необходимо понять разницу в значении и употреблении слов грамота и грамматика.

Какие значения имеет слово грамота и что обозначает слово грамотный в первоначальном значении

Толковый словарь современного русского языка познакомит нас с несколькими значениями слова грамота.

  • Во-первых, грамота — это умение  читать и писать. От слова с данным значением образовалось прилагательное грамотный.  Как раз в первом значении оно и обозначает человека, который умеет писать и читать, по сравнению с безграмотным, который не обучался этому совсем.Так, например, после революции  рабочих и крестьян обучали грамоте. Существовала специальная государственная Программа ликвидации безграмотности – сокращённо ЛИКБЕЗ. За парты сели и стар и млад. Благодаря такой работе в стране стало больше грамотных – владеющих грамотой людей.
  • Во-вторых, грамота – это официальный документ. Это может быть, например, похвальная грамота, которую вручают человеку за добросовестную работу или другие достижения. Бывает охранная грамота или патентная грамота – документ, отражающий определённые привилегии, преимущества человека, его получившего. Также охранные грамоты выдают таким объектам, как памятники природы или памятники архитектуры.
  • В-третьих, существует устаревшее слово грамота. В школе мы узнаём о берестяных грамотах, найденных историками в Новгороде. Это древнерусские письма и деловые записки на бересте.

С третьим значением тесно связано распространённое в разговорной речи устойчивое выражение (фразеологизм) филькина грамота.

Что мы называем филькиной грамотой?

Филькина грамота – недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
А с первым значением слова связано такое известное выражение, как китайская грамота – так называют что-то непонятное, трудное для запоминания.

Итак, слово грамота имеет три значения, которые нам помогают запомнить написание.

Достаточно хотя бы вспомнить, как вам вручили грамоту (нет людей, которым не вручали почётную грамоту хотя бы раз в школе), и вновь представить эти красиво написанные, допустим,  красные или золотые буквы ГРАМОТА, ощутить непреодолимое чувство гордости и радость, что вас  оценили по достоинству. Секрет в том, что эмоционально окрашенная информация запоминается легко и надолго.

Как изменилось со временем значение слова грамотный

Интересно то, что слово грамотный, о котором мы говорили выше, имеет  не одно значение.
Чаще мы стали его употреблять в значении слова знающий, хорошо разбирающийся в каком-либо вопросе, компетентный человек. Например, «Я нашёл грамотного специалиста по рекламе».

В школьном обиходе по-прежнему грамотным называют ученика, который способен писать без ошибок или допускает мало ошибок. В педагогической науке существует понятие орфографической и пунктуационной грамотности. Если человек обладает орфографической грамотностью, значит, он пишет слова без ошибок, пунктуационной –  правильно ставит знаки препинания в предложениях.

Получается, что грамотный учащийся тот, кто хорошо изучил грамматику –  целостную теоретическую систему языка.

Вот мы и подошли к важному термину науки языкознания — грамматике.

Происхождение и значение слова грамматика

  • Слово грамматика происходит от греческого  grammata  – «буквы, письменность».Обратимся к толкованию слова грамматика в словаре.Грамматика в первом значении – это формальный строй языка, языковая система в совокупности всех своих разделов, главными из которых является морфология и синтаксис.
  • Второе значение – наука об этом строе языка, её раздел «Грамматика».
  • Третье значение – книга, посвящённая этому разделу, описывающая строй языка. Например, учебник «Российская грамматика» М.В.Ломоносова.

От существительного грамматика в первом и втором значении образуются прилагательные  грамматический, грамматическая, грамматическое, имеющие следующую лексическую сочетаемость: грамматический строй языка, грамматическая теория, грамматическая форма, грамматическое значение,  грамматическая категория и т. п.
Эти словосочетания имеют отношение к науке о языке и заключают в себе свойственные любой терминологии абстрактные значения.

Являются ли слова грамота и грамматика родственными?

Если открыть этимологический словарь русского языка и изучить происхождение слов грамматика и грамота, мы обнаружим, что слова произошли от одного корня —  grammata, что значит «буквы», а также «письменность, грамота, письмо, указ».

Только слово грамота при заимствовании было переоформлено. Очевидно, оно было раньше заимствовано по своей звуковой, фонетической оболочке – налицо сходство в произношении.

А слово грамматика – сугубо иностранный термин, сохраняющий признаки инородности, который первоначально использовался только в науке и, возможно, писался латиницей, поэтому сохранил в своей графической оболочке две буквы М.

Источник: http://loshevamarina.ru/prokachaj-gramotnost/kak-pishetsya-slovo-gramotnyj-s-odnoj-ili-dvumya-m-pochemu-voznikaet-takoj-vopros

Понятие, виды, значение, примеры грамотности. Проблема грамотности. Формирование грамотности. Повышение уровня грамотности. Грамотность – это..

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка.

В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности.

Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Уровень грамотности – одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно.

Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий.

Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники.

Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Это понятие тесно взаимосвязано с предыдущим пунктом. Общение через Интернет стало неотъемлемой частью общественной деятельности. Этот вид коммуникации предполагает не только общение, но и познавательный процесс. Кроме навыков владения персональным компьютером и умения правильно работать с информацией, не менее важно также развивать критическое мышление.

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны.

Любой язык – это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны.

Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность – это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний.

Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ – начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду.

Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения.

Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие орфографические ошибки и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность – это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. Без сомнения, этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, “Змейка”, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, “Поле чудес”, “Путаница” – игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные игры: “Скраббл” и русская версия “Эрудит”.
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче: – “не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно”; – “либо, кое, то, нибудь – здесь дефис не позабудь”; – “уж замуж невтерпёж”.
  • Также очень полезно развивать зрительную память. Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные речевые ошибки: правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея – игры в стиле “вставить пропущенную букву”. Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность – это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными.

Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия.

Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности – одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно.

Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее.

Чтение хороших книг помогает развить красноречие, образное мышление, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил.

Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка.

Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Источник: http://fb.ru/article/247817/ponyatie-vidyi-znachenie-primeryi-gramotnosti-problema-gramotnosti-formirovanie-gramotnosti-povyishenie-urovnya-gramotnosti-gramotnost---eto

Как научиться писать грамотно

Как научиться писать грамотно

Рынок копирайтинга захлёбывается от дешёвых райтеров, поставляющих на биржи триллионы знаков безграмотных текстов.

Профессиональные авторы, шлифующие свои тексты до запятой, напоминают кусочки янтаря, выброшенные на берег морем конкуренции вместе с водорослями и каменной крошкой.

Можно клепать тексты сотнями и продавать их за гроши, ориентируясь на людей с тройкой по русскому, но хорошие заказчики всё же видят разницу между янтарём и галькой.

Если человек бережно относится к бизнесу, он не экономит на качестве. Уважающие себя предприниматели стремятся наполнить сайты — визитную карточку своего дела — качественным контентом, да и поисковые роботы уже отличают хорошие статьи от набора слов.

Спрос на грамотные тексты растет. Заказчики, чтобы сэкономить на корректуре, все чаще выбирают копирайтеров, которые сдают тексты без орфографических и пунктуационных ошибок. На биржах ввели квалификационные тесты на знание грамматики.

Начался процесс вытеснения с рынка полчищ демпингующих графоманов, обесценивших труд райтеров и редакторов. Он продлится не один год, поэтому у каждого автора есть шанс остаться в профессии и повысить стоимость своих услуг благодаря знанию правил русского языка.

Если вы серьёзно возьмётесь за грамматику, то через два-три месяца вспомните и выучите основы, знать которые должен любой пишущий человек. Вы научитесь быстро ориентироваться в справочниках и словарях, увидите десятки заковыристых случаев постановки запятых и узнаете сотни новых слов.

Однажды вы обнаружите, что ошибки будто выпрыгивают из текста. Все ошибаются, даже корректоры. Чаще, конечно, из-за невнимательности. Глаз замыливается. Иногда вся редакция не замечает опечатку на самом видном месте. Именно поэтому заголовки, подзаголовки, лиды, подписи к фотографиям надо вычитывать внимательно и вслух.

Ошибаются все. Ну и где заголовок?

Простые правила редактора

Себя править очень сложно. Если в чужих текстах профессионалу видны все или почти все ошибки, то в своих проскальзывает целая армия «диверсантов».

Что делать?

Дайте тексту отлежаться

Вы наверняка не раз слышали о том, что текст должен отлежаться. В корректуре и редактуре это правило тоже работает. Нельзя вычитывать статью сразу после написания. Пусть полежит хотя бы несколько часов. Перед вторым кругом текст снова надо «выдержать». Многие корректорские фирмы предлагают двойную вычитку, я же возвращаюсь к каждому файлу по три, а иногда и по пять раз.

Сказываются годы работы в бумажной газете. В нашей редакции работала корректор советской закалки. Она вычитывала тексты трижды (и это правильно), затем дважды вносили правки типографские корректоры, не говоря уже о том, что накануне номер «вылизывала» вся редакция, и всё равно в восьмиполосном издании проскакивали запятые или одна-две ошибки. Человеческий фактор, однако.

Посмотрите в другом формате

Если вы работаете с сайтами, то наверняка заметили такую фишку: читали-читали текст, опубликовали на сайте — бац, сразу заметили ошибку! Глаза привыкли к разметке, шрифтам. Вы плывёте по тексту, словно по течению реки в солнечный безветренный день.

Смените реку и лодку — мозг активизируется. Поменяйте внешний вид текста, посмотрите на него через типограф, html-редактор, а лучше распечатайте. Лист бумаги — идеальное полотно для внесения правок.

Мотивация и интуиция

Без мотивации нынче никуда. Составьте два списка. В первом напишите причины, по которым вам необходимо писать грамотно. Во втором — что вы получите, когда сможете самостоятельно вносить корректорские правки в свои (а, может, и чужие) тексты. Если причины убедительны, мозг откликнется на них и начнет лучше усваивать знания.

Интуиция — надежный соратник редактора. С ней можно договариваться.

Представьте её в образе помощницы и дайте задание: если закралась ошибка, пусть интуиция вам об этом как-то сообщит — дискомфортом в теле, беспокойством… Главное, чтобы вы научились расшифровывать ее послания.

При должной тренировке и доверии к себе со временем ошибки словно подсвечиваются в тексте, да и вы интуитивно начинаете чувствовать, в каком месте их искать.

Полчаса в день на правила

Выделите на изучение правил 20-30 минут в день, тогда уже через пару месяцев вы заметите разницу, а через год достигнете уровня младшего корректора.

Всего полгода — и вы далеко впереди толпы райтеров!

Справочники и словари

Стремитесь больше узнать о языке и грамотности. Приобретите справочник по орфографии и пунктуации. Можно пользоваться и онлайновыми сервисами, но я рекомендую все же иметь под рукой бумажный вариант, потому что, пока вы будете искать нужное правило, прочитаете еще несколько. Да и книгу удобно носить с собой, делать в ней пометки. Обязательно пригодится.

Купите словари: толковый, орфографический, словарь фразеологизмов, синонимов и другие. Читать орфографический словарь полезно вдвойне. Написать слово грамотно помогает «Ворд», а вот сказать…

Ударение в русских словах — ахиллесова пята многих. К сожалению, дикторы перестали быть эталоном произношения и допускают грубые речевые ошибки. В орфографическом словаре можно посмотреть ударение.

Но, если вы все же намерены целенаправленно знакомиться с правильным звучанием слов, купите орфоэпический словарь. В нём можно еще подглядеть правильную форму слова во множественном числе и в родительном падеже множественного числа. Как написать: нет баклажан или баклажанов, нет макарон или макаронов, нет туфлей или туфель?

Увлекательно устраивать такие викторины для домочадцев или гостей.

Полезна книга И. Б. Голуб «Стилистика русского языка» и поистине бесценна библия редактора «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина.

Работая с текстом, не ленитесь заглядывать в справочники и авторитетные энциклопедии, чтобы проверить, как пишутся имена собственные: названия рек, городов, стран, фамилии…

На «Ворд» надейся, а сам не плошай

«Ворд» коварен и не всегда прав. Полагаться на него опасно. Он подчеркивает верное написание слов с приставкой «пол-» (пол-Азербайджана, пол-Крыма), а ошибочные варианты с частицей «бы» (как бы, чтобы) пропускает.

«Ворд» не различает омонимы (развивающийся — развевающийся; отварить — отворить), повелительную форму глагола и форму глагола во 2 л. мн. ч.

(пишите — пишете), слова-паронимы (надеть — одеть, адресант — адресат), не дружит с лексикой и стилистикой.

Не такой уж он и грамотный

Однако прежде чем приступать к вычитке, прогоните текст через вордовский сервис «Правописание», чтобы устранить грубые ошибки.

Автоматические помощники хорошо справляются с коварными опечатками и грамматическими глупостями. Но они никогда не заменят живого редактора и корректора, потому что только человек чувствует слово.

Исправить все ошибки и неточности можно лишь «вручную», обращаясь на первых порах к справочникам и словарям.

Библиотека редактора

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Любое издание.
  2. Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 2012.
  3. Розенталь Д. Э.

    Справочник по правописанию и литературной правке. Любое издание.

  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2009.
  5. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2005.
  6. Голуб И. Б.

    Стилистика русского языка. Любое издание.

Полезные онлайн-ресурсы

Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию: 
http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Голуб И. Б. Стилистика русского языка:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/topicsw.htm 

Библиотека Орфограммки:
http://orfogrammka.ru/библиотека

Полный академический справочник под редакцией Лопатина: 
http://orthographia.ru/

Культура письменной речи (справочный раздел, тесты, задания, интересные факты):
http://gramma.ru/

Сайт и сервис переносов слов
http://batov.ru/hyph/start.asp

Словарь ассоциаций и синонимов
http://www.reright.ru/

Светлана Кравцова, редактор, копирайтер, автор блога «Грамотно по-русски»

Пояснение. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru, поскольку сотрудничала с проектом как куратор обучающего тренинга для начинающих копирайтеров.

Источник: http://gramotno-po-russki.ru/polezno/kak-nauchitsya-pisat-gramotno.html

Бьютикул
Добавить комментарий