Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Содержание
  1. Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?
  2. Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?
  3. Что такое логопедический массаж?
  4. Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии
  5. Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка
  6. Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?
  7. Инструменты логопедического массажа
  8. Правила проведения массажа инструментами
  9. Логопедический массаж языка при дизартрии в домашних условиях: массаж лица для детей для развития речи, требования к проведению зубной щеткой
  10. Показания и противопоказания
  11. Техника выполнения
  12. Массаж зубной щеткой
  13. Массаж лица
  14. Заключение
  15. Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей
  16. Условия для проведения процедур
  17. Основные виды логомассажа
  18. Метод Е.В. Новиковой
  19. Логомассаж дома
  20. Массаж языка для коррекции речи
  21. Расслабление речевых мышц
  22. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
  23. Методики массажа при заикании
  24. Понятие и причины заикания
  25. Массаж как средство лечения
  26. Логопедический массаж
  27. Точечный массаж
  28. Сегментарный массаж
  29. Логопедический массаж для лечения заикания у детей
  30. Виды массажа для лечения заикания
  31. Методики и приемы логопедического массажа
  32. Инструменты логопедического массажа и правила проведения процедуры
  33. Техника исполнения массажа

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?

Фото : на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается  с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.

  • Причиной такого детского поведения  выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и  дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж?

Фото : логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения, с воздействием приемов механики на состояние нервов, тканей в речевом аппарате, где расположены сосуды кровеносные. Это техника по лечению и  нормализации состояния речевого произношения, эмоциональности ребенка.

Такой массаж применяют успешно при дизартрии, заикании. Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы, общее  организма состояние на физиологическом уровне.

Основными задачами такого массажа выступают:

  • активация аппарата речи, мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении. Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов. Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца.

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит  в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах. Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда

Фото : сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку, для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры.
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений:

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки. С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи.
Обязательно проводить все процедуры  в установленный невропатологом и педиатром срок. Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов. Существует три комплекса, целенаправленных в зону  симптомов патологических.

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии, атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает  массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает:

  • нормирование  тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности, ритма, переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить:

  • последовательность работы со звуками; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков, которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии. К первоначальным симптомам на болезнь относят: ужасную дикцию, невероятные замены звуков в структуре слога, невнятную речь.

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Основная логопедическая программа спланирована так:

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал, который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи, проходит устранение  дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы. На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса. Здесь логопед  проводит массаж, и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания. Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж  на языке.

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических, которые определены на выздоровление участков тела ребенка, которые поражены
  • Длительность процедуры  не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают: рвотные позывы, заболевание зубной полости, заболевания вирусно — инфекционной группы

Фото : инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе. К ним относят зонды.  Делятся они на два подвида: разработанные из металла  и из пластмассы. Форма их достаточно разнообразна:

  • Шарик, улитка, топорик, усы, грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка.

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения  массажных упражнений:

  • Расположение  — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле, с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений: кресла, коляски). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое. Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения, проводимые при дизартрии:

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке. Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам, для их укрепления. Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами. Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка, держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий.

Дети, имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Источник: http://HeaClub.ru/kak-delat-logopedicheskij-massazh-pri-zaikanii-i-dizartrii-kakie-sushhestvuyut-metodiki-priemy-i-instrumenty-dlya-logopedicheskogo-massazha

Логопедический массаж языка при дизартрии в домашних условиях: массаж лица для детей для развития речи, требования к проведению зубной щеткой

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

https://www.youtube.com/watch?v=SwaZO7mjcIw

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии ых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца. Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях. При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки.

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз.

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу — шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

https://www.youtube.com/watch?v=EtTeuGkSgAc

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания. Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы, что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Источник: http://ecomassage.ru/lechebnyj-massazh/logopedicheskij-massazh-yazyka-pri-dizartrii.html

Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе  или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Условия для проведения процедур

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей. Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=fPQh3nxKIsk

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста. Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок. Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения.

Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к.

ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата.

Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение.

Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/logopedicheskij-massazh.html

Методики массажа при заикании

Известно, что техники массажа эффективно используются при лечении заикания. При грамотном применении этот вид терапии эффективен и безопасен. Массаж при заикании способствует расслаблению мышц, нормализации их тонуса и снимает спазмы речевого аппарата.

Понятие и причины заикания

Чтобы рассматривать проблему эффективности массажа как средства лечения заикания, нужно определить, что это такое, какими причинами вызвано. Только так можно понять действенность механизма.

Заикание — это нарушение речи, с точки зрения её темпо-ритмической организации, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В литературе можно встретить синонимы этого недуга — логоневроз, лалоневроз, логоклония и др.

В психологической практике выделяют две формы состояния:

  1. Неврозоподобная — вызвано нарушением моторики, наличием патологических или пограничных нарушений деятельности головного мозга.
  2. Невротическая — не затрагивает физиологические механизмы моторного и речевого развития. Расстройство вызвано неврозами, стрессовыми ситуациями. Недуг не является следствием нарушений мозговой деятельности. Появление заикания вызвано функциональным состоянием в конкретном случае: при сильном стрессе человек заикается, в нормальных условиях речь полноценная, без запинок и повторений звуков.

Заикание вызывается спазмами органов речевого аппарата: губ, языка, нёба, мускулатуры гортани. Спазмы возникают в результате передачи сигналов возбуждения из речевых центров мозга на соседние участки, отвечающие за двигательные функции и эмоции.

Массаж как средство лечения

Массаж — это совокупность механических и рефлекторных воздействий на различные участки тела и внутренние органы. Манипуляции позволяют эффективно воздействовать на нужные участки организма.

Массаж расслабляет, мобилизует, стимулирует различные системы организма, в том числе центральную нервную систему.

При невротическом заикании грамотное воздействие на определённые участки мышц приводит к их расслаблению, нормализации состояния всего организма. Благоприятное воздействие от манипуляций устраняет спазмы речевого аппарата, что способствует полноценному или частичному прекращению заикания. Массаж благоприятно влияет на центральную нервную систему, что снижает влияние неврозов и стрессов.

Общие правила проведения массажа:

  • медленный, размеренный темп манипуляций;
  • пациент располагается в расслабленной позе: лежит горизонтально, на спине или на груди, руки вдоль тела, ноги свободны с разведёнными носками;
  • голова пациента располагается на небольшой подушке;
  • спокойная, комфортная атмосфера;
  • в помещении должно быть тепло;
  • дополняет эффект спокойная музыка;
  • процедуры не выполняются после приёма пищи;
  • не рекомендуется перед манипуляциями пить чай, кофе.

Массаж при заикании проводят как взрослым, так и детям. При выполнении процедур детям манипуляции проводятся в более лёгком, щадящем режиме. Длительность проведения мероприятий зависит от особенностей организма, степени развития расстройства, возраста пациента.

Массаж не имеет противопоказаний, кроме случаев наличия серьёзных повреждений или заболеваний в областях воздействия (к ним относятся переломы, воспаления и т.д.). Несмотря на безвредный характер лечебного метода, массаж при лечении заикания проводится только по назначению врача.

Манипуляции направлены на расслабление мышц шеи и верхнего плечевого пояса, что способствует нормализации тонуса мышц речевого аппарата.

Логопедический массаж

Особые виды массажа — логопедические — направлены на устранение нарушений речи. Логопедический массаж при заикании подразделяется на два вида:

Их применяют по отдельности или в комплексе. Массаж, который спасет от заикания, выполняется в следующих областях:

  1. Верхняя часть спины.
  2. Голова.
  3. Шея, воротниковая зона.
  4. Верхний плечевой пояс.
  5. Верхняя часть грудной клетки.
  6. Мышцы лица.

При проведении манипуляций важно:

  • владеть информацией по особенностям механизмов, вызвавших развитие расстройства;
  • представлять строение мимических и иных мышц;
  • знать места расположения основных нервов.

Точечный массаж

Главные преимущества этого метода — простота выполнения и эффективность результатов после первых курсов применения. Манипуляции такого типа можно выполнять в домашних условиях. Родители без проблем смогут применить точечный массаж при заикании самостоятельно.

Техника выполнения:

  1. Надавливания выполняются подушечками большого, среднего и указательного пальцев. Надавливания плавные и лёгкие, с постепенным усилением.
  2. Выполняются круговые движения по часовой стрелке.
  3. Воздействие производится на точки спины и лица. Эти точки называются точками акупунктуры.
  4. Время проведения процедуры — не более часа.
  5. Лечение производится четырьмя курсами. Курс подразумевает проведение пятнадцати занятий. Перерывы между курсами: первый и второй — две недели, последующие — 2-6 месяцев.

Последовательность действий:

  1. Тремя пальцами выполняется надавливание с медленным вращательным движением.
  2. Сила надавливания медленно увеличивается. Переход не должен быть резким.
  3. По истечении 3-5 минут надавливание слегка ослабляется.
  4. В каждой точке выполняется 3-4 последовательные манипуляции.
  5. Поиск точки осуществляется предварительным надавливанием. В зоне акупунктуры пациент должен почувствовать специфические лёгкие болевые ощущения или ломоту. При последующих манипуляциях неприятные ощущения чувствоваться не должны. Если есть неприятные ощущения, ослабляется сила нажатий. При сохранении неприятных ощущений процедура прекращается.

Расположение зон акупунктуры:

  • между большим и указательным пальцем, участок слева под коленкой (с этих точек начинается массаж);
  • между нижними частями лопаток с обеих сторон позвоночника;
  • на шее, ниже линии роста волос (ниже ушей, между позвоночником);
  • по участкам «спинной стороны» плеч;
  • зона теменной области головы;
  • на переносице;
  • под носом;
  • под нижней губой;
  • в углах губ;
  • в месте стыка нижней челюсти и черепа.

Сегментарный массаж

Этот тип манипуляций позволяет изолированно воздействовать на мышцы, отвечающие за речь.

Техника выполнения:

  1. Проводят каждый день или через день.
  2. Выполняется 10-20 процедур.
  3. Мероприятие проводится путём попеременного поглаживания (поверхностного и охватывающего), растирания, вибрирования и поколачивания, нажатия.

Массаж начинают и заканчивают поглаживаниями мышц плечевого пояса, шеи и лица. Затем последовательно выполняются процедуры растирания, вибрации, поколачивания и нажатия в этих зонах. Сегментарный массаж выполняют в комплексе с точечным, во время которого «обрабатываются» отдельные чувствительные точки.

Источник: https://urazuma.ru/nevroz/massazh-pri-zaikanii.html

Логопедический массаж для лечения заикания у детей

Действие логопедического массажа заключается в нормализации кровоснабжения и иннервации структур, отвечающих за нормальную речь ребенка. Манипуляция проводится в комплексном лечении дизартрий, задержки речевого развития и заикания.

Массаж для терапии заикания направлен на следующее:

  • Нормализацию тонуса мышечных структур речевого аппарата: гортани, глотки, языка, мимических мышц
  • Артикуляционную подготовку речевого аппарата.
  • Снижение слюноотделения, которое затрудняет повторение фраз.
  • Включение в работу мышц, тонус которых снижен из-за предшествующего бездействия.
  • Стимуляцию участков в центральной нервной системе, отвечающих за разговорную речь: центр Вернике и Брока.
  • Влияние на эмоциональную сферу детского организма: расслабляющее действие, которое улучшает настроение и снимает тревогу.

Определена связь между логопедическим массажем, остеопатией и заиканием. Техника работы остеопатов направлена на устранения напряжения в активных центрах головы, улучшения кровоснабжения головного мозга и стимуляцию оттока лимфы.

Остеопатическое воздействие на артикуляционный аппарат относится к физиотерапии, чаще всего является дополнительным методом терапии.

Совет врача. Если ребенок начал заикаться, нельзя ждать, пока проблема «перерастет». Диагностика на ранней стадии помогает устранить ее быстрее и вылечить заикание полностью

Виды массажа для лечения заикания

Различают следующие виды механического воздействия при лечении заикания:

  • Точечный массаж при заикании – вид логопедической манипуляции, который действует на небольшие активные биологические участки, большинство из которых есть в зоне волосяного покрова и на лице. Каждая точка связана с нервным центром, который посылает импульсы к внутренним органам.
  • Классический ручной массаж включает технику поглаживаний и вибрационного воздействия. С его помощью можно расслабить или активизировать необходимые мышечные участки речевого аппарата.
  • Зондовый массаж, который выполняется за счет использования инструмента – зонда. Отличается жесткостью техники, поэтому проводится детям старше 4-х лет.

Важно! Противопоказанием к зондовому массажу является эпилепсия, существует риск возникновения судорожного припадка

Задание массажиста – выбрать необходимый вариант процедуры. В некоторых случаях требуется комбинированное воздействие смешанного массажа: повышение тонуса одной группы мышц и расслабление – другой.

Методики и приемы логопедического массажа

Логопедический массаж при заикании – это комплекс методик и приемов. Часто используются три комплекса, действия которых направлено на зону патологических симптомов.

Логопедическая программа спланирована так: на диагностических упражнениях с детьми изучается материал, направленный на преодоление недоразвитости языкового рефлекса.

Этапы терапии с помощью массажа, направленного на избавление от заикания:

  • 1-й этап: нормализация мышечного тонуса.
  • 2-й этап: укрепление голоса и дыхания.

Продолжительность процедуры не менее 6 минут и до 20 минут на последних занятиях сеанса.

Механическое воздействие на ткани детского организма может сопровождаться активацией центров в головном мозге. Поэтому существуют противопоказания к проведению процедуры:

  • Усиленный рвотный рефлекс.
  • Патологии ротовой полости: кариозные зубы, ангина.
  • Острый период инфекционных заболеваний: воспаление легких, вирусные заболевания, отит и др.
  • Онкогематологические патологии (лейкозы, лимфомы).

Кроме того, механическое воздействие не проводится при наличии сыпи или повреждения целостности кожи лица.

Инструменты логопедического массажа и правила проведения процедуры

Массажист в роботе может использовать металлические и пластиковые зонды, шарики, усы, «грибок». Размер и форма инструмента подбирается индивидуально. Единственное условие – используемые предметы должны быть безопасными в применении и не принести вреда.

Для манипуляции применяются два варианта размещения пациента:

  • Лежа на спине, со специальным валиком под шею или лопатки.
  • Сидя на стуле. Для детей младшего возраста применяются детские кресла и коляски.

Используются такие позы, при которых достигается максимальное расслабление мышц всего тела. Перед началом упражнений выполняется легкая разминка.

Техника исполнения массажа

Поза на спине при массаже (фото: www.medaboutme.ru)

Ключевым моментом манипуляции, от которого зависит результат, является синхронизация речевых движений ребенка и механического воздействия пальцев массажиста или зонда. Во время процедуры изменяется темп, ритмичность, интонация сказанных фраз. В тяжелых случаях одновременно используется классический и зондовый вариант массажа.

Специалист должен массировать каждый участок не менее 2 минут в течение всего сеанса. Во время движений необходимо наблюдать за мимикой, интонацией и жестами пациента. Достижение необходимого темпа и четкости фраз позволяет увеличивать уровень сложности работы с речевыми стереотипами.

Условия роботы с ребенком при заикании:

  • Полный отрыв от учебного процесса в течение 12-14 дней.
  • Ежедневные занятия с логопедом и выполнение домашних заданий в течение полутора-двух часов.
  • Ограничение социальных контактов на время проведения курса массажа.
  • В течение 2-3 месяцев по окончанию курса посещают врача для контроля эффективности терапии.

Все манипуляции массажиста проводятся в теплом и проветриваемом помещении. Курс массажа состоит из 10-12 сеансов. Интервал между курсами один-два месяца.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/stati/zaikanie/221-logopedicheskij-massazh-dlya-lecheniya-zaikaniya-u-detej.html

Бьютикул
Добавить комментарий