Гиперактивный ребенок. Особенности воспитания в семье

Содержание
  1. Правильное воспитание гиперактивного ребенка в семье
  2. Признаки гиперактивного ребенка
  3. Причины гиперактивности ребенка
  4. На сегодняшний день принято рассматривать следующие факторы:
  5. Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?
  6. Атмосфера
  7. Игры
  8. Как воспитывать гиперактивного ребенка
  9. Забыли слово нет
  10. Режим дня
  11. Физическая активность
  12. Безопасность
  13. Порядок
  14. Психолог
  15. Успокоительное
  16. Несколько советов
  17. Гиперактивный ребёнок. Особенности воспитания
  18. Медикаментозная коррекция при СДВГ /требуется консультация врача/
  19. Особенности воспитания гиперактивного ребёнка
  20. Направленная двигательная активность
  21. Как общаться с гиперактивным ребёнком
  22. И последние станут первыми
  23. Гиперактивный ребенок
  24. Признаки гиперактивности у детей
  25. Причины гиперактивности у детей
  26. Игры для гиперактивных детей
  27. Как воспитывать гиперактивного ребенка: советы психолога
  28. Природа появления гиперактивности
  29. Можно ли обнаружить в дошкольном детстве отклонения от нормы?
  30. Как понять, что у ребенка гиперактивность
  31. Коррекция гиперактивности
  32. Как воспитывать гиперактивного ребенка
  33. Мифы и реальность
  34. Уроки воспитания
  35. Шаг первый: понять особенности
  36. Шаг второй: установить правила
  37. Шаг третий: управлять сбросом энергии
  38. Шаг четвертый: убрать раздражители

Правильное воспитание гиперактивного ребенка в семье

Гиперактивный ребенок. Особенности воспитания в семье

воспитание гиперактивного ребенка в семье

Проблема детской гиперактивности в последнее время набрала невероятных масштабов. Каждая десятая семья ежедневно борется с этой задачей. Почему гиперактивность называют именно «проблемой», а не просто чертой характера или темперамента? Как сделать, чтобы воспитание гиперактивного ребенка в семье приносило вам только радостные моменты?

Давайте рассмотрим все по порядку. Ваш семейный врач сообщил неутешительный вердикт: «гиперактивный ребенок».

Как распознать особенности развития гиперактивности у своего чада?

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки гиперактивного ребенка

1. Непоседа. Крутится как волчонок. «Вечный моторчик». Так обычно говорят про детишек, которые не находят себе места. Дети с такой особенностью находятся в постоянном движении, всегда куда-то спешат.

Зачастую они непослушны, и запреты родителей стимулируют их еще больше. Такой ребенок очень любопытен, ему все нужно увидеть и потрогать, но зачастую любопытство быстро угасает.

Там, где они, там и шум, и все внимание обращено только на маленьких вьюнов.

2. Неусидчивость и рассеянность. Они приносят много проблем в садике и в школе. Внимание ребенка кратковременное, он постоянно отвлекается от одного предмета к другому. Часто не слушает родителей, меняется настроение, эмоции. Итог – плохое поведение и успеваемость в школе.

3. Агрессивность и упрямство. Такие дети очень вспыльчивы, на упреки и просьбы родителей реагируют бурным отказом.

4. Беспокойность и плохой сон. Как правило, дневной сон у детишек – это норма. Но для гиперактивных детей дневного сна не существует. Они не могут полностью расслабиться, снять бурное эмоциональное напряжение, поэтому спят неспокойно даже ночью.

Родителям такого малыша очень трудно с первых дней. Ведь нужно научиться справляться с ребенком, при этом оставаясь терпеливым и любящим родителем.

Почему возникает синдром гиперактивности?

Причины гиперактивности ребенка

Причины гиперактивности ребенка

Ученые продолжают спорить о данном феномене: что порождает гиперактивность – наследственность или социальная среда, в которой растет ребенок? И то, и другое в какой-то мере и есть основанием истины.

На сегодняшний день принято рассматривать следующие факторы:

1. Генетический фактор (наследственная предрасположенность);

2. Биологический фактор (травмы головного мозга во время беременности, токсикоз, патология родов или родовые травмы);
3. Социально–психологический (алкоголизм родителей, неблагополучие в семье, плохие условия проживания).

Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?

Так же, как и обычного ребенка. Воспитание само по себе – структура сложная…..

Первое золотое правило – могущественное терпение

Понимаем, это может казаться невозможным, но нужно найти все силы и держать себя на плаву. Если вы хоть раз сорветесь, дадите волю эмоциям, вы только запустите маленькую бомбу. Крик и нотации – ваши враги.

Установив причину гиперактивности у вашего чада, подумайте о следующем шаге.

Посещение психолога/ невропатолога/массажиста
Специалист поможет вам найти истинную причину такого поведения, преодолеть трудности, назначит рекомендации и процедуры для расслабления – массаж, бассейн и прочее. Не стесняйтесь обращаться за помощью – пусть ваши близкие примут максимальное участие в этом процессе.

Атмосфера

Ссоры и конфликты в семье порождают у детей негативизм и агрессию.

И вообще, конфликты в окружении ребенка могут породить что угодно, но только не любовь! Поэтому попытайтесь создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Вокруг ребенка должно царить спокойствие и тишина. Перевозбуждение таких деток очень часто приводит к ухудшению поведения. Разговаривайте с малышом на одном тоне, не повышая его.

Старайтесь не переутомлять ребенка и не нагружать многими делами сразу (секции, кружки). Создайте оптимальный режим дня и строго следуйте ему.

Следите, чтобы ваши просьбы не имели сразу несколько указаний. Это сбивает ребенка.

Разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза. Этот контакт очень важен. Так рождается понимание того, что от них требуется.

Игры

Пусть ваш малыш проявляет свои возможности в том виде, в каком это лучше всего нравится ему. Пальчиковые игры, ролевые, сюжетные, кукольный театр – идей куча. Займите ребенка чем-то увлекающим, нежели весь день греметь и бегать. Часто гиперактивным детям в силу своей рассеянности трудно самостоятельно придумать себе игру.

Если есть возможность, выделите ребенку комнату для игры. Пусть это будет его территория.

Активность ребенка хорошо пригодится в занятиях хореографией, танцами, плаванием, каратэ, теннисом.

Также интересуйтесь спортивными играми.

Гиперактивный ребенок очень тонко чувствует, он особо реагирует на замечания и запреты. Нередко родители сами того не зная, ломают самооценку малыша. Он нуждается в любви, понимании, нежности. Ребенок, окруженный любимыми людьми, менее раздражительный и вспыльчивый.

С проблемой гиперактивности не нужно бороться. Нужно бороться с ее крайностями. А ведь этих крайностей можно избежать. Постарайтесь найти золотую средину – от излишней мягкости до жесткого контроля.

Любите свое дитя за то, что он есть, за то, что он рядом, за то, что здоров! Детство такое мимолетное, и такое скоротечное.

Не успеете оглянуться, и только с улыбкой будете вспоминать, казалось бы, такие «проклятые», но так счастливы дни.

Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/144460-pravilnoe-vospitanie-giperaktivnogo-rebenka-v-seme.html

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Некоторые мамы в беседе между собой на детской площадке говорят: «Ах, у меня гиперактивный малыш!». При этом сама женщина спокойно сидит на лавочке с другими родителями, наблюдая, как ребенок уже полчаса ковыряется в песочнице.

Дорогие родители! Если бы ваше чадо было по-настоящему гиперактивным, он бы не сидел на одном месте даже двух минут! Не спешите сами ставить диагноз. Да-да, именно так. Это должен сделать только специалист. И не путайте здоровый детский интерес с заболеванием центральной нервной системы.

Допустим, вы не ошиблись. Доктор подтвердил ваши опасения. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Для начала — набраться терпения. Его понадобится очень много.

Забыли слово нет

В общении с малышом постарайтесь выстраивать фразы так, чтобы в них отсутствовали слова не и нет. Например, вместо «не ходи по клумбе» можно сказать «ходи только по дорожке». Вместо «не разбрасывай игрушки» говорите «давай соберем игрушки».

Если не удается избежать запрещающей фразы, то обязательно приводите емкий аргумент — почему? Не читайте длинных нотаций. Геперактивный ребенок не воспринимает философские нравоучения на полчаса. Короткие предложения, самая суть запрета. Далее постарайтесь переключить внимание ребенка на полезную деятельность и в конце обязательно похвала.

Так в голове у малыша закрепится цепочка: нельзя — как надо правильно — похвалят.

как правильно воспитывать детей

Режим дня

Зачастую родители не до конца осознают роль строго графика в жизни отпрыска. И если другому ребенку можно позволить некоторые отклонения от режима дня, то гиперактивному такие послабления категорически противопоказаны. Только не пытайтесь криками или наказаниями вернуть малыша в требуемое русло. Нужно аккуратно, без скандала, направлять его.

Строгое соблюдение графика позволит отпрыску стать более собранным. Он уже будет знать, что не существует уважительных причин для нарушения ритма.

Физическая активность

Только не отдавайте чадо в секции, группы или кружки. В большинстве случаев там обещают за короткий срок сделать из малыша суперспортсмена. Это достигается путем соблюдения строгой дисциплины и утомительных монотонных занятий. Разве гиперактивный ребенок сможет выдержать повторение дольше двух раз?

Лучше походите с ним в бассейн или сами гуляйте с ним. Только обязательно строго по графику. Даже если нет возможности выйти на улицу, позвольте малышу побеситься дома. Желательно — в виде гимнастических упражнений с частыми перерывами. Гиперактивному ребенку обязательно нужно выплескивать свою энергию как можно чаще.

Если же вы твердо решили посвятить чадо спорту, то придется раскошелиться и нанять тренера для индивидуальных занятий. В дошкольном возрасте малыш просто не сможет заниматься в коллективе. Может быть он хочет, но его нервная система просто не позволит.

Безопасность

У гиперактивных детей очень часто снижен болевой порог. Поэтому там, где другой ребенок почувствует неприятное ощущение и перестанет, такой будет повторять снова и снова. Например, единожды обжегшись о горячий чайник, он будет его трогать опять.

Ссадины, порезы, синяки — привычное дело для гиперактивных малышей. Обязательно каждый раз объясняйте им правила безопасности. Если этого не сделать в раннем детстве, то закончиться все может весьма плачевно.

И не слушайте тех, кто говорит, что это пройдет с возрастом. Не пройдет. Гиперактивность — это заболевание нервной системы. Оно не лечится, а только направляется в нужное русло.

как приучить ребенка к порядку

Порядок

Порядок должен быть везде. В доме, на языке, в вещах. Как можно сосредоточится на чем-то одном, если вокруг по комнате столько интересного валяется? Неплохо, если у чада будет свой уголок для занятий и творчества. Он обязательно должен быть спокойных тонов, обои вокруг — без рисунка.

Как бы вам ни хотелось украсить рабочее место малыша различными безделушками или картинками, не делайте этого. Любая мелочь будет его просто отвлекать. Работающие рядом телевизор или радио — плохие спутники.

Постарайтесь долгое время ничего не менять в этом уголке. Ведь любое изменение является глобальным событием для ребенка. А для гиперактивного еще и лишним поводом для возбуждения.

Психолог

Не надо стыдится обращаться к специалисту. И чем раньше, тем лучше. Окончательный диагноз ставят к 6-7 годам, но уже в младенческом возрасте видны отличия. Если ребенок при пеленании постоянно пытается вытащить ручку, сучит ножками, беспокойно спит, то возможно это гиперактивность. Следует исключить другие заболевания, которые причиняют дискомфорт младенцу.

Такие дети очень часто гораздо раньше привычных сроков начинают ползать и ходить, много болтают без умолку, сильно капризничают и не сидят на одном месте дольше 2 минут. Не спешите с выводами. В возрасте 2-2,5 года сходите к детскому психологу. Не к педиатру! Он проведет необходимые тесты, соберет полный анамнез и только тогда можно будет о чем-то говорить.

Если пустить дело на самотек, то гиперактивный малыш просто не сможет социально адаптироваться в коллективе. Он станет агрессивным и злобным.

Успокоительное

Некоторые родители, не зная истинной подоплеки поведения своего ребенка, просто покупают успокоительные и пичкают чадо. В результате вся накопленная энергия остается внутри и может послужить причиной нервного срыва.

Для гиперактивного ребенка успокоительным средством зачастую выступает мама. Она может обнять его, дать попить водички, поговорить спокойным голосом, отвлечь полезным занятием. Грозный окрик «перестань!» принесет мало пользы. А вот тихий разговор вполне способен остановить всплеск агрессии.

И никогда не назначайте самостоятельно своему карапузу фармацевтические препараты. Если вам все-таки хочется помочь малышу спокойно уснуть, то сделайте ему теплую ванну.

И внимательно следите, чтобы на ночь не разыгрались морские баталии. Пусть чадо будет китом, который плавает медленно и степенно. Почитайте ему в это время книжку.

Лучше познавательную, со спокойным повествованием, а не сказку с динамичным сюжетом.

как развить у ребенка внимательность

Несколько советов

  1. Если гиперактивный ребенок что-то натворил на прогулке, то никогда не ругайте его. Извинитесь, если это задело окружающих и посвятите все свое внимание малышу.
  2. При выполнении какого-либо задания ребенок делает что-то неправильно, но очень увлеченно и усердно? Не трогайте его сейчас. Для гиперактивного чада только сосредоточится на чем-то — уже подвиг.

    Лучше потом объясните его ошибки и исправьте их вместе.

  3. Не заставляйте гиперактивного ребенка делать одно задание слишком долго. Лучше проводить их с кратковременными, но частыми перерывами.
  4. Последовательность действий очень важна. Если дома принято самостоятельно убирать за собой, то и у других родственников тоже пусть убирает сам.

    Если дома опасно прыгать с высоты, то и на детской площадке тоже нельзя лазить на верхние ярусы.

  5. Негативные эмоции должны быть обоснованы. Запрет, наказание, обязательные гигиенические процедуры — всему должно быть объяснение. Короткое, но понятное.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? С великим терпением и пониманием.

И помните: ваш ребенок — особенный, но от этого не менее любимый и родной.

как воспитать из мальчика настоящего мужчину

Источник: http://howtogetrid.ru/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka/

Гиперактивный ребёнок. Особенности воспитания

Гиперактивный ребёнок. Особенности воспитания

1.Медикаментозная терапия. 2.Психолого-педагогическая коррекция.

3.Направленная двигательная активность.

Владея современными методами диагностики, выявить у ребёнка малые мозговые нарушения с гиперактивностю не представляет труда.
Гораздо сложнее убедить родителей в необходимости лечения их малыша.

Практика показывает, что детям дошкольного возраста с диагнозом СДВГ взрослые не всегда уделяют должного внимания и начинают принимать меры лишь после того, как у ребёнка начинаются трудности в школе. Но к этому времени признаки лёгкой мозговой недостаточности утяжеляются за счёт вторичных нарушений, неверного воспитания и реакцией самого ребёнка на свои особенности.

Начало лечения гиперактивного ребёнка должно быть как можно более ранним и многокурсовым.

Медикаментозная коррекция при СДВГ
/требуется консультация врача/

  • Ноотропные препараты – Ноотропил (Пирацетам), Пикамилон, Пантогам, Фенибут, Кортексин и др.

Назначают детям с выявленными у них резидуально-органическими поражениями ЦНС.
Продолжительность лечения, кратность и дозировку препаратов определяет врач-невролог после полного обследования ребёнка.

  • Вазоактивные (сосудистые) препараты – Кавинтон, Циннаризин (Стугерон), Трентал, Инстенон.

Их используют для улучшения микроциркуляции, питания головного мозга и сочетают с ноотропами.

  • Фитотерапия – важное направление в комплексном лечении детей с СДВГ.

Растения дают в виде настоев, отваров. Но лучше – в виде официальных настоек в дозе
1 капля на 1 год жизни.

1. Седативный (успокаивающий) эффект — валериана, пустырник, пион и др.

2. Спазмолитический эффект – мята, фенхель и др.

3. Общеукрепляющий эффект – чёрная смородина, крапива двудомная, земляника лесная, черника, брусника, рябина, малина, шиповник и др.

4. Для укрепления стенки сосудов – рута, тысячелистник, рябина черноплодная и др.

  • Витаминотерапия – в первую очередь применяют витамины группы В.

Так же используют многосоставные витаминно-минеральные комплексы.

  • При неэффективности ноотропной, фито- и витаминотерапии, при выраженной «гиперстенической симптоматике» целесообразны «малые транквилизаторы» — Мепробамат (Мепротан), Седуксен (в малых дозах), Тазепам(Нозепам) и др.

Курсы лечения транквилизаторами назначаются индивидуально, в соответствии с возрастом, весом ребёнка. Обычно они не превышают 1 месяца.

  • При неэффективности транквилизаторов применяют нейролептики, антидепрессанты, симпатолитики, вегетоторпные препараты, которые назначаются по строгим показаниям после консультации психоневролога.

Особенности воспитания гиперактивного ребёнка

1.Обязательное соблюдение чёткого режима дня с ограничением времени пребывания ребёнка за компьютером и телевизором.

2.В школе ребёнок должен сидеть за первой партой – контакт глаз учителя и ребёнка улучшает его внимание.

3. Выстраивайте «позитивную модель» в отношениях с ребёнком.

– Хвалите его даже при небольших успехах. Это укрепит его уверенность в себе.

— Избегайте постоянных (немотивированных) запретов «нет», «нельзя». Объясняйте причину запрета сдержанно, спокойно, в мягкой форме. Ваша уравновешенность, тактичная манера общения с окружающими – лучшее воспитания для малыша.

— Ребёнок должен получать только одно задание на определённый отрезок времени. Следите за тем, чтобы он его завершил.

Не позволяйте ребёнку переутомляться — это снижает его способность контролировать своё поведение.

— Успешное выполнение задания, которое требует особого внимания, усидчивости (раскрашивание, чтение, письмо) должно особенно поощряться. Например, можно «наградить» малыша нежданным для него гостинцем или публично похвалить.

— Исключите долгое пребывание ребёнка в людных местах (больших магазинах, на рынке, в гостях и т.п.)

— Выбирайте для ребёнка игры, требующие одного партнёра. Избегайте общества шумных, беспокойных приятелей.

— Приучайте ребёнка к соблюдению договорённостей. Например, заранее обсудите длительность его пребывания за компьютером, телевизором.
Для того, чтобы малыш учился контролировать время, подарите ему личный будильник, научите им пользоваться.

— Практикуйте игру в «тихий перерыв», в течение которого ребёнок может молча посидеть или полежать заранее оговоренное время.

Направленная двигательная активность

Приобщайте ребёнка к активным занятиям, которые требуют долгой физической нагрузки: — длительный бег; — лыжи; — плавание; — велосипед; — туризм и т.п.

Если по каким-то причинам ребёнок не может регулярно посещать спортивную секцию, обустройте ему домашний «спортзал», оснастите его шведской стенкой, гимнастическим мячом, скакалкой, при этом следите за безопасностью занятий ребёнка.

Гиперактивные дети не умеют принимать свой проигрыш. Поэтому стоит избегать тех видов спорта, где ярко выражен эмоциональный компонент – соревнования, показательные выступления и т.п.

Как общаться с гиперактивным ребёнком

Психологические возрастные особенностиПример беседы.
5 – 7 лет. Преобладает конкретное мышление. Разговор с ребёнком – краткий, простой. Период активного формирования воображения – поэтому определённую ситуацию можно представлять ребёнку в виде игры, сказочной истории.«Тебе трудно дождаться своей очереди? Давай договоримся: если ты весь день будешь отвечать на уроках только тогда, когда тебя спрашивает учитель, то вечером тебя будет ждать сюрприз»«Тебе трудно самому справиться с заданием? Попроси о помощи меня или учителя».
8 – 12 лет. Понимает причинно-следственную связь, может делать выводы. Для осознания своего поведения, можно объяснить ребёнку сущность его индивидуальности (непоседливость, нетерпеливость и т.д.), привести конкретные примеры трудностей, с которыми он сталкивается из-за своих особенностей, научить его преодолевать их.«Тебе трудно соблюдать порядок, вовремя завершать работу, поэтому давай установим правила: собирать портфель с вечера; составлять список важных дел; вечером убирать в своей комнате; днём выполнять уроки и т.п.»Обсудите с ребёнком систему его поощрений (наказаний) за соблюдение (не соблюдение) этих правил.
12 – 14 лет Период сильных эмоций. Многие дети с СДВГ начинают осознавать своё отличие от сверстников, считать себя в чём-то хуже их.«Ребята в классе иногда смеются над тобой из-за того, что ты бываешь неаккуратен, не сдержан и т.п. Но ошибаться может каждый. Зато ты отличный друг, интересный собеседник, твой рисунок выбрали для участия в конкурсе и т.п.Научите ребёнка принимать его промахи с улыбкой, в доброжелательной для него и окружающих форме.
14 – 18 лет Подвергает сомнению ранее оговоренные с ним правила. Отрицает любое отличие себя от сверстников, не хочет продолжать лечение.«Ты уже взрослый и можешь не принимать лекарства. Но тогда ты должен быть готов к изменениям твоего состояния – снижению внимания, появлению раздражительности, быстрой утомляемости. Если ты готов справляться с этими проблемами без лекарств, то давай определим, на какое время ты сделаешь перерыв в лечении».

И последние станут первыми

Читайте так же «Гиперактивный ребёнок. Признаки СДВГ».

При своевременном комплексном лечении ребёнка с СДВГ, активном участии в этом процессе всей его семьи проявление признаков ММД значительно снижается. Ребёнок учится контролировать своё поведение и успешно справляется с учёбой наравне со своими сверстниками.

К слову — Галилео Галилей, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне Майкл Фелпс – все они имели минимальные дисфункции мозга.

Гиперактивные дети обладают нестандартным творческим мышлением и отличным спортивным потенциалом.

Нажмите «ЗВЕЗДОЧКУ» сверху 🙂

Источник: http://aptekins.ru/deti/giperaktivnyi-rebenok-osobennosti-vospitaniya

Гиперактивный ребенок

Если в семье растет энергичный ребенок, который любит подвижные игры, очень разговорчивый, задает множество вопросов и требует к себе внимания, то его родителей можно назвать счастливыми обладателями абсолютно здорового малыша. Но некоторые мамы и папы, к сожалению, сталкиваются с настоящей проблемой, имя которой гиперактивность ребенка. Это не черта характера и, конечно, не плохое родительское воспитание. Это диагноз, который ставит врач невропатолог.

Признаки гиперактивности у детей

Давайте обозначим симптомы, по которым можно определить, что у Вашего ребенка наблюдается гиперактивность. Диагноз звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Первая его часть, синдром дефицита внимания, означает, что такой ребенок очень рассеянный, не может сконцентрироваться на одной задаче, он задумчив, порой не слышит, когда к нему обращаются, забывает о том, что должен сделать, часто теряет вещи.

На эти особенности гиперактивных детей родители часто не обращают внимания, радуясь, что ребенок спокойный. Ну, спит на ходу, с кем не бывает. На самом деле, присутствие всех этих признаков должно насторожить родителей.

Теперь поговорим о второй части синдрома – гиперактивности.

Признаки гиперактивности:

  • повышенное беспокойство, когда малыш ерзает, не может усидеть на месте, барабанит пальцами, руками или ногами;
  • разговорчивость, ребенок перебивает, спрашивает и не слушает ответ, или, наоборот, сам отвечает, не дослушав вопрос;
  • постоянное движение, даже когда ребенок устал, он продолжает бегать, доводя себя до изнеможения и заканчивая просто истерикой;
  • резкие перепады настроения.

В результате поведение гиперактивного ребенка становится агрессивным, он провоцирует конфликты со сверстниками, не может найти общий язык с воспитателями или учителями и просто сводит с ума родителей.

Существуют и физиологические проявления гиперактивности. Постоянные аллергии, частые кишечные расстройства, плохой сон с раннего детства. У гиперактивных детей в младенчестве нередко сбивается режим сна, они днем крепко спят, а ночью бодрствуют.

Причины гиперактивности у детей

Так как гиперактивность – это расстройство нервной системы, то и причины ее появления, как вы понимаете, никак не связаны с воспитанием, а напрямую зависят от генетики или повреждений головного мозга во время внутриутробного развития, родов или в младенчестве.

Если во время беременности мама курила и плод испытывал недостаток кислорода, или другое негативное влияние, если были трудные роды, с кесаревым сечением, если ребенок родился недоношенным или с родовыми травмами, если ребенок падал и было сотрясение головного мозга, или нарушен химический баланс веществ в нервной системе, все это может вылиться в синдром дефицита внимания и гиперактивности. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что тяжелая психологическая обстановка в семье, алкоголизм родителей, агрессия, могут стимулировать развитие симптомов гиперактивности.

Каким должно быть воспитание гиперактивного ребенка?

Коррекция гиперактивных детей – дело не из легких, но все же вполне реальное.

  • Прежде всего, как только заметили, что у ребенка присутствует несколько признаков гиперактивности, причем проявляются они в различных условиях, и дома, и в детском саду, и на площадке, и в гостях, и в магазине, стоит проконсультироваться у невропатолога и психотерапевта. Если выявить заболевание на ранних стадиях, воспитание ребенка можно скорректировать таким образом, чтобы нейтрализовать негативные последствия гиперактивности. Невропатолог расскажет Вам, как помочь гиперактивному ребенку, может прописать успокоительные средства, или просто показать Вам приемы расслабляющего массажа.
  • Далее Вам просто нужно научиться реагировать корректно на действия Вашего малыша. Такие дети очень чувствительны к агрессии, поэтому Вы должны быть спокойны, не кричать и не наказывать его. Вы должны понять, что даже сам ребенок не может справиться со своим недугом. Он не хочет Вас обижать и злить, но он ничего не может поделать. Поэтому постарайтесь расслабиться. Конечно, легко сказать и трудно сделать, но многие мамы обладают таким полезным свойством, как не принимать мелкие проблемы близко к сердцу. Вы должны стать именно такой. Просто примите тот факт, что ребенок может разбить посуду, потерять шапку, поломать дорогую игрушку, влезть, куда не надо, без спросу и т.д. Не нужно настойчиво пытаться его переучить. Просто перестаньте покупать очень дорогие игрушки, купите для него свою детскую тарелочку с чашкой, переложите важные документы в шкаф с ключом, уберите все опасные предметы и так далее.

Теперь, когда Вы не тратите силы понапрасну, направьте всю свою энергию на правильную организацию жизни ребенка. Создайте четкий распорядок дня, и не отступайте от него ни на минуту.

Даже со спокойным ребенком это облегчает жизнь, а для гиперактивного это жизненная необходимость.

Просыпайтесь в одно и то же время, кушайте здоровую пищу, обязательно спите днем, вечером принимайте ванну, делайте успокаивающий массаж и ложитесь спать пораньше.

Игры для гиперактивных детей

Старайтесь чередовать активные игры со спокойными занятиями. Если ребенок склонен к агрессии, то во время подвижных игр, давайте ему попинать мяч или боксерскую грушу, или побросать камни в воду.

Это позволяет снять агрессивный настрой. Во время спокойных занятий старайтесь добиться концентрации внимания на Вашей работе.

Если ребенок отвлекся, ничего страшного, вместе с ним отвлекитесь и Вы, но потом обязательно вернитесь к работе и доделайте до конца.

Обучение гиперактивных детей лучше всего проводить в форме игры, при этом чередуя роли, чтобы ребенок учился быть и главным, и подчиненным. Начинайте с простых игр, для которых нужен минимум концентрации, и постепенно переходите к сложным заданиям.

Важно помнить, что во время спокойных занятий, ребенок все равно чувствует потребность в эмоциональной разрядке, поэтому не сдерживайте его, если он очень громко реагирует, хлопает в ладоши, подпрыгивает. Он все равно будет это делать, важно научить его делать это более сдержанно, чтобы потом и чужие люди воспринимали чувства ребенка как эмоциональность, а не как невоспитанность и агрессию.

Сами постарайтесь быть как можно более спокойными, говорите ровным тоном. Даже если злитесь, сделайте глубокий вдох и начинайте говорить сдержанно.

Предупредите воспитателей и преподавателей об особенностях Вашего малыша. Не конфликтуйте с ними. Для педагога гиперактивный ребенок, конечно, немного труднее обычного, но если родители этого ребенка абсолютно адекватные и готовы к сотрудничеству, то и преподаватель подходит к ситуации с пониманием.

  • Не требуйте от ребенка больших успехов. Вполне возможно, что он способен добиться неплохих результатов, но не стоит давить. Как показывает опыт, многие такие дети все десять лет школы смотрят в окно и считают ворон, а потом становятся гениальными учеными, художниками или спортсменами. Ведь в жизни главное не выучить все школьные учебники, а воспитать в человеке целеустремленность и любознательность.
  • Не унижайте ребенка, не делайте замечаний, и не наказывайте. Но, тем не менее, если он крушит все на своем пути, смело давайте веник в руки и убирать. В этом нет ничего обидного, если правильно и спокойно все объяснить. Только если просите малыша что-то сделать, старайтесь говорить кратко, и ставить простые цели. Сначала пойти на кухню и взять полотенце. Когда взял, потом говорить, что вытирать. А то Вы рискуете, что ребенок по пути задумается и вообще не дойдет до кухни.
  • Не забывайте хвалить своего малыша за все заслуги. Для всех детей это важно, но гиперактивные дети с дефицитом внимания нуждаются в этом особенно. Если возникает конфликт со сверстниками, старайтесь вмешаться как можно быстрее. Не допускайте слишком бурных разборок и скандалов.
  • Постарайтесь создать вокруг ребенка спокойную обстановку. Всегда будьте конкретны в своих требованиях. Не допускайте разногласий в семье. Родители гиперактивного ребенка должны быть очень стабильны и солидарны во всем.

Если у Вас гиперактивный ребенок, и Вы сейчас читаете и думаете: «О боже, когда все это закончится!», могу Вас успокоить, к подростковому возрасту симптомы гиперактивности уходят.

Зато такие дети осознают, как тяжело Вам давалось их воспитание, как много Вы для них сделали, и изо всех сил стараются наверстать упущенное. Когда-то гиперактивные малыши вырастают в любящих, заботливых и чутких сыновей и дочерей.

Поэтому не расстраивайтесь, что Вам достался такой непоседа, просто постарайтесь, чтобы его окружали Ваша любовь и доброта.

Источник: http://bambinostory.com/giperaktivnyj-rebenok/

Как воспитывать гиперактивного ребенка: советы психолога

Как воспитывать гиперактивного ребенка: советы психолога

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хочется пообщаться с вами на очень непростую, но интересующую многих родителей тему – как воспитывать гиперактивного ребенка.

Те, кто работает с детьми, могут подтвердить мои слова о том, что в последнее время проблема детской гиперактивности стала «притчей во языцех» и в детском саду, и в начальной школе. Многие мои знакомые, имеющие таких детей, считают эти проявления недостатком воспитания, считая, что стоит только взять ребенка в «ежовые рукавицы», как его поведение наладится.

К сожалению, авторитарное воспитание лишь усугубит проблему, так как в ее основе лежит неврологическая патология. Чтобы избежать этой ошибки, нужно разобраться в причинах отклонения от нормы и понять, как эффективно взаимодействовать с такими детьми.

Природа появления гиперактивности

Причина появления беспокойного поведения, сочетающегося с дефицитом внимания, — это поражения мозга ребенка, возникшие в перинатальном период с 28 недели беременности, во время родов и первой недели после рождения малыша.

Эти разнообразные расстройства объединены термином ММД (минимальные мозговые дисфункции). ММД опасны тем, что они влияют на задержку психического развития, когда неправильно развиваются такие сложнейшие функции психики, как речь, память, внимание, мышление.

Ребенок и рад бы вести себя правильно, но не в состоянии это делать. Если его посадить на стул и попросить вести себя спокойно, то, он ничего не запомнит и не поймет из того, что вы будете ему читать или рассказывать. Все силы ребенка уйдут на то, чтобы удержать себя в состоянии видимого спокойствия.

Но вот парадокс! Когда он скачет «сломя голову», шалит и балуется, все самое важное запоминает, хотя и слушает «в пол-уха». Причем, такие дети чаще всего жизнерадостны и оптимистичны, обладают хорошим чувством юмора, хотя в детском коллективе зачастую бывают изгоями.

Можно ли обнаружить в дошкольном детстве отклонения от нормы?

На отклонения от нормы у детей с ММД указывают такие симптомы:

  • В год-полтора заметно нарушение координации движений, ритма крупной моторики;
  • В 2 года наблюдается задержка появления речи – хотя первые слова появились в срок, потом ребенок «замолчал», стал выражать свои желания жестами;
  • В 3 года начинается опосредованное восприятие мира, с этого возраста до 6 лет заметны нарушения связи зрения и движений руки, патологии развития речи;
  • С 6 лет и дальше отмечаются проблемы в поведении, учебе, общении с окружающими.

Как понять, что у ребенка гиперактивность

Многие дошкольники активны и невнимательны, проявляют импульсивность, имея при этом идеальное здоровье и состояние нервной системы безо всяких патологий. Отграничить проявления гиперактивности от особенностей детского темперамента родителям не так уж и просто.

Для постановки диагноза «гиперактивность», нужно чтобы симптомы проявлялись одновременно на протяжении достаточно долгого периода. Что собой представляет гиперактивный ребенок:

  • Он неусидчив и суетлив, очень невнимателен, из-за этого отстает в развитии от сверстников;
  • Ребенку трудно усидеть несколько минут, ничего не делая;
  • Движения неуклюжи и не скоординированы, имеются нарушения сна;
  • Дети импульсивны, а их поведение непредсказуемо (могут ударить, крикнуть, внезапно побежать, отобрать у сверстника понравившуюся им вещь);
  • Они не послушны и не дисциплинированы, равнодушны к похвале и к наказаниям;
  • Дети переходят от одного движения к другому, не могут закончить начатую работу, их легко отвлечь.

Коррекция гиперактивности

Большинство проявлений сходит «на нет» примерно к 12 годам, перед тем основательно потрепав нервы родителям и педагогам, однако, часть симптомов впоследствии перейдет и во взрослую жизнь. Что делать близким таких детей, как помочь им скорректировать свое поведение и состояние?

Прежде всего, обратитесь к детскому неврологу, он порекомендует медикаментозную терапию – ноотропы, витамины и фитопрепараты. Придерживайтесь определенной стратегии в отношениях со своим ребенком. Советы при затруднениях в воспитании гиперактивных детей:

  • избегайте завышенных требований;
  • старайтесь соблюдать режим дня;
  • чаще хвалите ребенка, говорите какой он замечательный;
  • создавайте для него ситуации успеха, в которых он сможет показать свои сильные стороны;
  • не старайтесь сломать ребенка, чаще старайтесь договориться;
  • игнорируйте негативные поступки, как бы ни кипело все у вас внутри, чтобы не образовалась связь: делаю плохо – получаю внимание;
  • обучайте малыша социальным нормам поведения, учите налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Чтобы направить энергию гиперактивного ребенка в мирное русло, нужно использовать различные игры. Желательно, чтобы в них двигательная активность в соответствии с правилами переходила в более спокойный ритм поведения.

Хорошо помогают корректировать поведение занятия лепкой, плаванием, танцами, легкой атлетикой. Чтобы избежать социальной изоляции, ребенок должен быть успешным в какой-нибудь области, стать знатоком или виртуозно уметь выполнять то, что другие не смогут сделать так же хорошо.

Посмотрите видео доктора Комаровского по этой теме:

Вот вкратце основные положения того, что нужно знать родителям и педагогам гиперактивных детей. Если вам пригодилась эта информация, подписывайтесь на обновления моего блога, я найду еще много интересного, чтобы поделиться с вами. Прощаясь с вами, надеюсь, что вы порекомендуете прочитать эту статью своим друзьям из социальных сетей.

Ирина Иванова

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka/

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Как воспитывать гиперактивного ребенка

О проблеме детской гиперактивности слышали многие родители, но далеко не все представляют себе, что это такое.

Сам термин настолько прочно вошел в повседневное употребление, что его истинный психологический смысл утратил свою четкость и в большинстве случаев понимается неполно, либо неправильно.

Так что же такое пресловутая гиперактивность, каковы ее проявления и, главное, как воспитывать гиперактивного ребенка, учитывая особенности его психики и поведения? Рассмотрим все по порядку.

Мифы и реальность

Коррекция гиперактивности

Как правило, в быту гиперактивными называют подвижных, шумных, неугомонных и непоседливых детей. Это верно лишь отчасти. Во-первых, все зависит от степени и регулярности проявления указанных характеристик. Не стоит каждого активного ребенка заносить в гипер-список только за любовь к быстрым играм или непослушание.

Все дети любят бегать, прыгать, дурачиться, такое поведение является для них нормой, а не отклонением.

Во-вторых, если речь идет о подлинной гиперактивности как психолого-неврологической проблеме, что может установить только врач, чрезмерная подвижность – гипердинамика – не является ее единственным проявлением, а непременно дополняется импульсивностью, несдержанностью поведения и хронической невнимательностью.

На медицинском языке гиперактивность обозначается аббревиатурой СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Поставить соответствующий диагноз может педиатр, невропатолог или детский психолог.

В основе синдрома – дисбаланс между процессами нервного возбуждения (заметно преобладают) и торможения (выражены очень слабо), основной причиной которого являются нарушения деятельности ЦНС ребенка во время родов или в период беременности.

Значительно реже (менее 20%) СДВГ обусловлен наследственностью или социальными факторами.

Коррекция гиперактивности осуществляется в двух направлениях: медикаментозное лечение и психолого-педагогическая работа. Последняя имеет решающее значение и ввиду того, что она практически полностью ложиться на плечи семьи, родителям необходимо знать, как воспитывать гиперактивного ребенка, изо дня в день сглаживая его гипер-статус и раскрывая творческий потенциал.

Уроки воспитания

Уроки воспитания гиперактивного ребенка

Главные правила воспитания гиперактивных детей можно представить в виде пошаговой инструкции, соблюдение которой, по мнению психологов, поможет вам и вашему ребенку справиться если не со всеми, то, по крайней мере, с большинством возникающих трудностей. Ознакомимся с ней поближе.

Шаг первый: понять особенности

Особенности гиперактивного ребенка

Первое, чему нужно научиться маме малыша с СДВГ, это понимать специфику его физиологии и психологии. У таких детей нередко бывают проблемы с кровообращением и вестибулярным аппаратом, устранить которые частично помогает активное движение и изменение позы тела.

Из-за чрезмерной возбудимости нервной системы ребенок моментально реагирует на любой раздражитель, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном.

Из-за проблем с торможением он производит впечатление неуправляемого, если заводится и начинает хулиганить, то уже не может остановиться, при этом абсолютно не реагирует на запреты и замечания.

Родителям важно понять, что сын или дочурка ведут себя так не потому, что плохие и хотят сделать назло, а потому, что иначе не могут в силу своих природных особенностей.

Крики и наказания здесь не помогут и послужат лишь очередным раздражителем, который усилит приступ гипердинамики.

Следует мягко и постепенно учить ребенка самоконтролю, спокойно объясняя каждое свое требование и обязательно вознаграждая за его выполнение. Будьте другом и помощником, а не критиком и судьей.

Шаг второй: установить правила

Установка правил для гиперактивного ребенка

Тот факт, что гиперактивному ребенку трудно контролировать свои поступки, вовсе не означает, что ему должно быть позволено все. Таким детям обязательно нужно соблюдать распорядок дня.

Сон, еда, учеба, развлечения – определите удобное время для всех этих занятий и старайтесь не нарушать разработанный график.

Естественно, речь не идет о поминутном расписании, достаточно общего плана, определяющего последовательность и приблизительную продолжительность каждого вида деятельности.

От ребенка с гиперактивностью нельзя ожидать исполнения несметного числа правил. Поэтому четко расставьте приоритеты и следите за соблюдением самых важных норм. Упускайте мелочи. Поощряйте за хорошее поведение. Аргументируйте, а не приказывайте. Старайтесь устанавливать рамки поведения, а не давать жесткие указания поступить именно так (гипер-дети не чувствительны к деталям).

Шаг третий: управлять сбросом энергии

Выброс энергии

Избыточное количество энергии нужно куда-то девать. И если вы не хотите регулярно снимать непоседу со стола, собирать разбросанные подушки или одежду из шкафа, подметать осколки любимого сервиза – направьте фонтанирующую двигательную активность в мирное русло.

Переложите на ребенка часть работы по дому, отдайте в спортивную секцию, или танцевальный кружок, в конце концов, заведите собаку, которую понадобиться несколько раз в день выгуливать и заниматься ее дрессурой.

Но при этом дозируйте нагрузку и помните, что чрезмерное переутомление для детей с СДВГ противопоказано, как и недосыпание, оно ослабляет и без того не слишком развитый самоконтроль и делает ребенка почти неуправляемым.

Шаг четвертый: убрать раздражители

Успокаиваем гиперактивного ребенка

Щадите психику вашего малыша. Не давайте ему подолгу смотреть телепередачи и фильмы, играть в компьютерные игры.

Попытайтесь организовать жилое пространство таким образом, чтобы у вашего сына или дочери был свой уголок, оформите его в спокойных тонах, максимально убрав отвлекающие предметы.

Гиперактивным детям противопоказаны шумные мероприятия и большие компании, лучше пусть общаются в узком кругу, с одним-двумя спокойными приятелями.

Но самый главный ответ, как воспитывать гиперактивного ребенка — это ваша любовь, терпение и поддержка. Если вы поверите в маленькую личность, за развитие которой несете ответственность, и воспримите гиперактивность как педагогический вызов, а не приговор, то непременно добьетесь успеха.

Источник: http://glamius.ru/deti/4-7-let/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka

Бьютикул
Добавить комментарий