Что такое смирение в Православной вере? Как научиться быть смиренным?

Что такое смирение в Православной вере? Как научиться быть смиренным?

Что такое смирение в Православной вере? Как научиться быть смиренным?

Что понимается под смирением христианина? Какие качества отличают смиренного человека? Об этом подробнее в нашей статье.

Благодаря воспитанию и манерам, человек с годами учится выглядеть достойно и уверенно, не выпячивая собственное «я».  Но зачастую это лишь внешнее проявление – в душе большинство людей глубоко эгоистичны и преследуют во всем собственные цели, даже совершая благие дела.

Что такое смирение?

В современном мире эгоцентричная модель мироощущения закладывается с раннего детства. Маленькие дети склонны всегда ставить себя на первое место и считать центром вселенной. Родители только поощряют такое восприятие окружающего, говоря ребенку: «Ты лучше всех».

Своего малыша сейчас принято хвалить и возвышать его способности. Как часто можно услышать подобные утверждения в разговорах мам.

Со стороны родителей – это проявление гордыни, а ребенку с ранних лет внушается, что он должен стремиться быть всегда первым – возвыситься тем самым над остальными, быть умнее, сильнее, способнее.

  • Эгоизм отделяет человека от Бога. Когда человек был смиренен и подчинялся Богу, он ощущал свое единство с Господом. Но как только человек решил проявить свое «я», он отдалился от Бога, покинул рай, потерял самого себя. Смирение начинается с покорности.
  • О своем «я» мы должны вспоминать только в одном случае – когда осуждаем себя самого. Тогда мы ставим себя в центр проблемы, принимаем свою вину, говорим: «Я виноват, я ошибся, я согрешил». К сожалению, именно в этом случае человек забывает вспомнить о себе, перекладывая всю ответственность на другого человека или виня обстоятельства.

Современный человек, ссылаясь на психологию, тренинги и другие способы улучшить свою жизнь, поместил в центр мировоззрения себя самого. Он повинуется только собственным желаниям, им управляет тщеславие и гордыня.

Но Господь учит нас иному – даже если человек выполняет все заповеди и почитает Слово Божие, все равно он должен считать себя недостойным рабом Божиим.

Путь духовного развития очень долог, а многие считают свои поступки великими в самом начале пути.

Когда человеком управляет гордыня

Смирение в Православии

Смирение – это не проявление слабости, когда человек покорно принимает удары судьбы и ни к чему не стремится. Смиренный человек пребывает в Истине – он знает свое место в этом мире, стремится жить праведно. Он  осознает свою ничтожность и обращается с благодарностью к Господу за все благодеяния, которые получает, несмотря на все свои слабости и прегрешения.

  • Смирение означает понять правду, а не жить в том обмане, который создан вокруг нас. цель дьявола – поощрять человеческий эгоизм, который отдаляет людей друг от друга и от Бога, вызывает другие недостойные чувства – зависть, злость, неудовлетворенность жизнью.
  • Господь хочет, чтобы люди были смиренными и проявляли смирение в своей жизни. Это означает принимать трудности и потери с радостью и спокойствием. Скорби и лишения очищают наши души от прошлых и будущих грехов, излечивают от болезней.

Смиряться – означает подавлять свою волю, проявлять послушание. Весь эгоизм человека проявляется именно в выражении его воли, желаний, невозможности совладать с искушением.

  • Первым обетом монахов при постриге является послушание – отсечение собственной воли для достижения духовного совершенства. Такое же послушание является основой брака. Если в браке человек не способен подавить свою волю, пожертвовать собой ради другого – он не сможет достичь внутреннего мира и спокойствия.
  • Если человек поймет, какую огромную свободу дает отказ от собственных желаний и добровольное совершенствование ради ближнего, тогда он обретет настоящий покой и счастье.

Послушание и покорность — первые шаги на пути к смирению

Что мешает смирению?

Смирение – это состояние души, которое позволяет человеку правильно оценить свое место в мире – по отношению к Богу и другим людям.

  • Научиться смирению мешает гордыня – неумеренное превозношение себя над другими, иногда попытка возвысить себя до соперничества с Господом.
  • Гордыня – это страсть, которая овладевает человеком, управляя всеми его действиями и помыслами. Смирение и гордыня – два полюса мироощущения человека, состояния его души.

Например, человек, обладающий определенным талантом, должен понимать, что его гениальность – дар Божий. Если человек смиренен, он благодарит Господа за этот дар и применяет его во благо.

Если же человек подвержен гордыне, он воспринимает свой талант, как исключительно собственное достижение, превозносит себя над окружающими и ставит себя выше Господа.

Так начинается греховный путь, поскольку гордыня требует постоянного подтверждения собственной значимости.

  • Как только мы пытаемся встать на путь смирения, первое искушение, которые испытывает любой человек, – тщеславие. Это чувство, когда человек, совершая благое дело, начинает гордиться этим. Так опять проявляется наше эго – «я делаю добрые дела, значит я лучше других, я не такой, как все».
  • Даже если никто не знает о ваших добрых делах, например, вы держите в тайне, что помогаете бедным, кормите бездомных животных, оказываете поддержку близким, — ваша внутренняя гордость своими поступками и есть проявление тщеславия.

Тщеславие — грех, мешающий смирению

Как смириться?

Смирение подразумевает образ жизни человека – он не сравнивает себя с окружающими, не осуждает их, не возвышает себя.

  • Смиренный человек не говорит: «Я лучше знаю, не указывайте мне, что делать». Для духовного роста всегда полезно выслушать совет и опыт другого человека.
  • Верующему человеку, стремящемуся учиться смирению, нельзя спорить, поддаваться гневу и злобе.

Смирение – это опыт того, кто им обладает, только он может его выразить. Оно – невыразимое богатство, оно – имя Бога.

  • Результат смирения – чувство нежелания похвалы и славы. Душа испытывает утомление от восхищения окружающих, суеты вокруг, не переносит собственное возвышение.
  • Когда смирение входит в душу, человек начинает испытывать равнодушие к добру, которое совершает. Человек осознает, что все еще делает ничтожно мало по сравнению с бременем явных и неосознанных грехов собственной жизни, что нравственный идеал все равно бесконечно далек.
  • Духовное совершенствование приводит к пониманию, что блага и радости, которые дарованы нам Господом, мы не заслуживаем. Если человек получает дарования от Бога и становится источником духовной радости, совета и помощи для окружающих, все же он осознает, что за все эти блага не отвечает Богу должным образом и недостоин их. Так разум ограждает себя от искушения тщеславием, самолюбием и самомнением.
  • Смиренный человек не боится потерять материальные или духовные ценности, поскольку он знает, что ничем не обладает.

Кто верует, что не имеет ничего, тот Христа имеет в себе.

  • Человек, который стремится достичь смирения, должен иметь душевные силы с радостью и покорностью принимать лишения, бесчестие и злобу людскую. В современном мире это звучит неприемлемо. Как можно принимать несправедливость?
  • Проявление смирения – истребление в душе всякого гнева. Человек, принимающий трудности и горести этого мира с радостью, не проявляет злобу и гнев. К любому проявлению несправедливости он относится со спокойствием, потому что видит свой путь.

Смирение — принятие всех тягот жизни

Если ограничить жизнь этим миром и не испытывать веры в Царство Божие, тогда горести настоящего кажутся несправедливыми, а порой непосильными. Но если понимать, что наша цель в этой жизни – учиться праведности, избавлению от страстей, ожиданию встречи с Христом, живущем в нашем сердце, тогда все трудности воспринимаются как необходимые препятствия на пути очищения души.

Источник: http://HeaClub.ru/kak-smiritsya-smirenie-v-pravoslavii-kak-nauchitsya-smireniyu

Смирение

Смирение

Смире́ние  —
1) христианская добродетель; то же, что смиренномудрие;
2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради юродивые);
3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным.

Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

  • Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
  • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
  • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным. 

В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).

Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31)

Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям.

Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро.

Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу.

Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29).

 Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

Прежде всего он сознаёт себя Божьим рабом, желающим и готовым безропотно исполнять Его волю. Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в несчастье и скорби.

Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. Гордость не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (4Цар.9:1-14). Недюжинную послушность Божественной воле он выказал и по части истребления дома Ахава (4Цар.9:7).

В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (Мф.

15:22-28), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (Лк.

18:10-14), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению Церкви.

***

…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
(Мф.11:29)

Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк.14:11)

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
(Лк.17:10)

Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе святость вместо смирения.
преп. Макарий Оптинский

Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу.

Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.

архимандрит Софроний (Сахаров)

Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну.

Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь.

Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
св. Григорий Синаит

Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
преп. Амвросий Оптинский

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев

См. ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕННОМУДРИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ, КЕНОСИС, СМИРЕННОСЛОВИЕ

алфавитный указатель

Святые – «гении религиозности».
О. Сергий Булгаков.

Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о сути живописи мы составляем представление не только на основе комиксов – так и о духовном подвиге надо судить не только по знакомой прихожанке.
диакон Андрей

В христианском опыте открывается, что смерть не есть антоним жизни, смерть есть часть жизни.
У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти. Неслучайно дни памяти святых – это дни их смерти.

Источник: https://azbyka.ru/smirenie

Что такое смирение и терпение? Сила смирения. Пример смирения

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога.

На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали.

Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность – это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является полной противоположностью гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть.

Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. Священные Писания предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись.

Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога.

Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат.

Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение – это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа.

В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение – это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми.

Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от господа?

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое – это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра.

Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства.

Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем.

Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. Внутренний мир таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу.

И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека – это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа.

Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество – полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью.

В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления.

Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету.

Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире – происходит по Божественной воле.

Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие – это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа – это глаз самого Господа.

Смирение и терпение – понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение.

Смирение и терпение – истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно.

Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель – настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее.

Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко.

Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других.

Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия.

Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения.

Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, что такое суетливость, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой.

И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе – это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа – это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие – основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.

Источник: http://fb.ru/article/246175/chto-takoe-smirenie-i-terpenie-sila-smireniya-primer-smireniya

Христианское смирение


Христианское смирение есть чувство реального понимания себя, видение себя, которое является дальнейшим стимулом к ревностному исполнению заповедей Божиих.

Осипов Алексей Ильич

Епископ Александр (Милеант)

Христианское смирение полно упования на Божие милосердие

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы исцелить человека. Он зовет всех обратиться к Богу, войти в Его Царство вечной радости.

Для человека зов Христа звучит как голос любящего Отца, зовущего своего потерянного сына вернуться в родной дом.

И когда возвращается человек к Богу, он не идет с багажом добродетелей или с богатством приобретенных талантов, но идет как нищий блудный сын, расточивший отцовское имущество.

Первая заповедь блаженства призывает человека понять свою духовную болезнь и обратиться к Богу за помощью. Труден этот первый шаг! Нелегко «блудному сыну» придти в себя, признать свою вину и несостоятельность, начать обратный путь.

Поэтому за одно его волевое усилие, за одно доброе начало человеку уже обещается великая награда: «Блаженны нищие духом, потому что их есть Царствие Божие». Замечательно, что как падение человека началось горделивым желанием сравняться с Богом («Будете, как боги» – обещал обольститель нашим прародителям, Быт.

3:5), так и восстановление человека начинается смиренным признанием своей беспомощности.

Нищета духовная – это не материальная бедность или душевная бездарность. Напротив, «нищий духом» может быть при этом очень богатым или очень одаренным человеком.

Нищета духовная – это смиренный образ мыслей, который вытекает из честного признания своего несовершенства. При этом христианское смирение не есть отчаяние или пессимизм. Напротив, оно полно упования на Божие милосердие, на реальную возможность стать лучше.

Оно проникнуто радостной надеждой на то, что с Его помощью мы станем добродетельными и угодными Ему детьми.

Осипов Алексей Ильич 

Доктор богословия. Профессор МДА

Что же такое христианское смирение?

Святые отцы, основываясь на долговременном опыте подвижничества, предлагают в своих творениях своего рода лествицу духовной жизни, предупреждая при этом о пагубных последствиях уклонения от нее.

Исследование ее законов является главнейшей религиозной задачей, и, в конечном счете, все прочие знания богословского характера сводятся к пониманию духовной жизни, без чего они полностью утрачивают свое значение.

Эта тема очень обширна, поэтому здесь остановимся лишь на двух главнейших ее вопросах.

Смирение является первым из них. По единогласному учению Отцов, на смирении зиждется все здание христианского совершенства, без нее невозможны ни правильная духовная жизнь, ни приобретение каких-либо даров Духа Святого. Что же такое христианское смирение? По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф.

5:3) – состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. «По непреложному закону подвижничества, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам». Св.

 Петр Дамаскин называет это видение «началом просвещения души». Он пишет, что при правильном подвиге «ум начинает видеть свои согрешения – как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя поистине ниже всех и начинает познавать благодеяния Божии… и собственные недостатки».

Это состояние всегда сопряжено с особенно глубоким и искренним покаянием, значение которого невозможно переоценить в духовной жизни. Свт. Игнатий восклицает: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле».

Высказывания святых отцов и учителей Церкви о первостепенной важности видения своей греховности, о нескончаемости покаяния на земле и рожденного ими нового свойства – смирения, бесчисленны.

Что основное в них?

Смирение является единственной добродетелью, которая дает возможность человеку пребывать, в так называемом, непадательном состоянии. В этом особенно убеждает история первозданного человека, обладавшего всеми дарами Божиими (Быт.

1:31), но не имевшего опытного познания своей не самобытности, своей ничтойности без Бога, то есть не имевшего опытного смирения и потому столь легко возомнившего о себе. Опытное же смирение проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Как говорит преп.

Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией, создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага.

Опытное смирение исключает возможность нового горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5) и нового падения.

По существу, подлинное возрождение христианина и начинается лишь тогда, когда он в борьбе с грехом увидит всю глубину поврежденности своей природы, принципиальную неспособность без Бога исцелиться от страстей и достичь искомой святости. Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.

Преп. Макарий Египетский говорит: «Великая высота есть смирение. И почесть, и достоинство есть смиренномудрие». Свт. Иоанн Златоуст называет смирение главной из добродетелей, а преп. Варсануфий Великий учит, что «смирение имеет первенство среди добродетелей». Преп.

Симеон Новый Богослов утверждает: «Хотя много есть видов воздействий Его, много знамений силы Его, первейшее всего другого и необходимейшее есть смирение, так как оно есть начало и основание».

Смирение, приобретаемое правильной христианской жизнью, является, фактически, новым свойством, неизвестным первозданному Адаму, и оно – единственное твердое основание непадательного состояния человека, его истинной святости.

В чем разница между комплексом неполноценности и христианским смирением?

Комплекс неполноценности заключается в том, что человек постоянно ощущает себя неспособным сделать что-то так, как это следует. И не только ощущает, но и боится: за что бы он ни принялся, все сделает не так, как надо. И поэтому, естественно, он очень часто допускает различные ошибки. Смирение христианское проистекает от другого начала.

Христианское смирение рождается из следующего: тот, кто хочет быть христианином, должен, встав утром (ежедневно), сказать себе: “Сегодня я постараюсь жить так, как этого требует Евангелие, т.е. никого не обманывать, не осуждать, не злиться, не завидовать и т.д.

” Удивительное явление! Оказывается, что только решительное понуждение себя к исполнению Евангелия открывает мне самого себя. Я думал, что я такой хороший человек, что лучше меня нет, и не может быть, а как только я сопоставил себя с Евангелием, то на каждом шагу со мной приключения. Я вновь понуждаю себя, и вновь нарушаю Евангелие.

Делаю добро ради Бога, ради Евангелия – появляется тщеславие. Вот это открывающееся видение дает мне реальное, здоровое понимание того, кто я есть на самом деле. Оказывается, даже при искреннем желании жить по Евангелию, из меня, что называется, прет не то, что надо. Вот здесь рождается чувство понимания, что, даже стараясь, я то и дело спотыкаюсь.

Один из великих святых говорит: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи”, открывает мне, что я и нищ, и наг, и убог, а открывая это, не убивает желания жить по-христиански, но, напротив, понуждает к еще большей ревности в исполнении Евангелия, и порождает то самое чувство смирения, т.е.

видения того, кто я есть на самом деле, а не тот, кто я был в своих мечтаниях, фантазиях и тщеславных парениях. Видение себя, чувство из этого видения проистекающее и есть смирение.

Христианское смирение есть чувство реального понимания себя, видение себя…

Это совсем не комплекс неполноценности. Это смирение понуждает всегда к еще большему следованию заповедям, потому что человек из состояния смирения начинает молиться не языком, а сердцем. Начинает каяться не языком, а сердцем. Не отчеты предлагать батюшке, а искренне раскаиваться.

Вот это понуждение себя к следованию Евангелию, рождающееся отсюда видение поврежденности своей природы, рождает во мне еще большую ревность к обращению к Богу.

Я начинаю понимать действие молитвы, я вижу помощь Божию: обратился в смирении от всей души к Богу, и Господь мне помогает! Чем больше видение себя, тем больше искренности в обращении к Богу, тем большее происходит единение человека с Богом. Ибо Бог есть не просто любовь, но и величайшее смирение, до Креста.

И поэтому здесь – во глубине смирения мы и соединяемся с Богом. Таким образом, христианское смирение есть чувство реального понимания себя, видение себя, которое является дальнейшим стимулом к ревностному исполнению заповедей Божиих.

Христианское смирение исполняет благожелательством ко всем людям

Мне как-то показали плакаты по поводу ИНН – я просто в ужас пришел: сколько там фанатизма, ожесточения, противления церковной власти, неприязни, ненависти к мыслящим иначе. Откуда это может быть? – Только из сознания: “Мы – непогрешимые носители истины.

Все, кто не с нами, – враги Церкви, которые достойны ненависти”. Но христианское смирение не знает таких чувств. Оно исполняет истинного христианина искренним благожелательством ко всем людям. Св. Исаак Сирин говорит, что таковой христианин к самим врагам истины воспламеняется любовью.

 Преподобный Симеон Новый Богослов сообщает о великом духовном законе: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи”, то есть смирению.

Смирение и любовь к людям и являются наиболее точным критерием в познании того, где есть действительно христианство, а где его языческая подделка. 

Христианином становится только тот, кто смирится…

Если же мы забудем об этом, то бесплодно проживем свою жизнь, бесплодны будут все наши церковные дела, вся наша борьба за истину. “Безумен тот, – говорит авва Дорофей, – кто строит дом другому, разоряя свой собственный”.

Без собственной духовной жизни мы ничего доброго, спасительного людям не принесем. Это важно помнить. Все должно делать так, чтобы быть христианином.

А христианином становится только тот, кто смирится и увидит, что ему нужен Христос-Спаситель. 

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/smirenie-hristianskoe.html

Бьютикул
Добавить комментарий