Что нужно первокласснику для школы? Понятие готовности ребенка к школе

Содержание
  1. Что нужно первокласснику для школы? Понятие готовности ребенка к школе
  2. Диагностики готовности ребенка к школе
  3. Умственные показатели готовности ребенка к школе
  4. Физическая готовность ребенка к школе
  5. Как домашнего ребенка подготовить к школе
  6. Как подготовить ребенка 5 лет к школе
  7. Как подготовить ребенка к школе 6 лет
  8. Как подготовить ребенка к школе: советы психолога
  9. Какие документы нужны для школы
  10. Список, что нужно купить в школу
  11. Основные критерии подготовки первоклассника к школе
  12. Подготовка первоклассников к школе: основные критерии
  13. Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет
  14. Физическая готовность
  15. Психологическая готовность
  16. Специальная готовность
  17. Готовность ребёнка к школе: интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая / Mama66.ru
  18. Интеллектуальная готовность к школе
  19. Мотивационная готовность к школе
  20. Психологическая готовность к школе
  21. Социальная готовность к школе
  22. Физическая готовность к школе
  23. Тестирование будущего первоклассника
  24. Второй раз в первый класс, или готовность родителей
  25. Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?
  26. Проверяем готовность ребенка к школе: тесты для будущих первоклашек
  27. Готовность ребенка к школе: речевая 
  28. Оценка результатов

Что нужно первокласснику для школы? Понятие готовности ребенка к школе

Что нужно первокласснику для школы? Понятие готовности ребенка к школе

Статья содержит вспомогательны материал для родителей, которые готовят ребенка к школе.

Подготовка ребенка к школе — ответственный шаг для всей семьи. Ведь школа — это новый этап жизни, во время которого, ребенок будет развиваться умственно, физически и эмоционально. Именно в школе, малыш превратится в полноправного члена общества, научится общаться в коллективе.

Но для того, чтобы первый год в школе не был стрессовым, ребенок и его родители должны основательно подготовится. Если ребенок посещал детский сад, то это большой плюс.

Там он освоил азы необходимых знаний в школе,общался со сверстниками. Но в детском саду не могут уделять внимание всем и каждому. Поэтому, именно родители должны оценить подготовку малыша к школе и помочь ему, в случае отставания.

Диагностики готовности ребенка к школе

Готовность к школе не измеряется одним показателем. Диагностику нужно проводить, основываясь на основных этапах развития дошкольника:

  • Физическая активность. Нужно пронаблюдать, как часто ребенок двигается и может ли менять активный род деятельности на спокойный. В современном мире, родители часто сталкиваются с проблемой гиперактивности ребенка. В таком случае, малышу сложно сосредоточится и усидеть на одном месте. А ведь в школе, уроки будут длится долго
  • И, во время них, ребенку не только потребуется тихо сидеть, но и концентрироваться на получении знаний. Другая сторона медали — это пассивность малыша. Не активные дети, часто обидчивы и сложно уживаются в коллективе. Поэтому, родителям нужно адекватно оценить физическую активность и помочь в ее нормализации
  • Умственные способности. Школа предъявляет целый ряд требований к знаниям и умениям детей, которые поступают в школу. Поэтому, заранее нужно определить, в каких сферах малыш отстает. И, по возможности, наверстать упущенное
  • Эмоциональная стабильность. Чтобы чувствовать себя комфортно в школе, ребенок должен быть срессоустойчивым и коммуникабельным. Нужно учит малыша правилам поведения в коллективе, навыкам общению при конфликтных ситуациях

Диагностику нужно проводить, как минимум за год до того, как ребенок отправится в школу. Чтобы было время исправить недостатки.

Умственные показатели готовности ребенка к школе

Основные показатели готовности ребенка к школе —  это:

  • Умение мыслить и способность к воображению. Перед тем, как идти в школу, ребенок уже должен уметь логично отвечать на некоторые несложные вопросы, анализировать предложенную ситуацию. Также, он должен уметь придумать историю или небольшой рассказ. Есть множество занятий в игровой фоме, которые помогают развить мыслительные способности
  • Знание букв и умение читать. Даже 20 лет назад, детей брали в школу, «начиная с нуля». Теперь, ситуация поменялась. В наш информационный век темпы развития детей ускорились. Поэтому, согласно программе, дети дошкольного возраста должны быть знакомы с буквами и уметь читать, хотя бы по слогам
  • Начальные навыки письма. Чтобы ребенок научился писать быстро и без проблем, его рука должна быть подготовлена к школе. Он должен уверенно держать ручку, уметь рисовать ею геометрические фигуры
  • Правильная речь. Умение говорить правильно, не картавить и не шепелявить, очень важно для готовности к школе. Также, малыш должен уметь формулировать свои мысли, составлять логичные предложения

Физическая готовность ребенка к школе

Физическая готовность ребенка к школе характеризуется по нескольким параметрам:

  • Нормальная активность. Ребенок должен быть подвижным, но вместе с тем, уметь сосредоточится и успокоится
  • Здоровье. В детском саду, перед школой, проводится целый ряд обследований. Они помогут выявить болезни и недостатки в физическом развитии
  • Умение контролировать свое тело. Под этим параметром подразумевается умение малыша координировать свои движения: держать ложку и вилку, ручку, выполнять несложные танцевальные движения
  • Физические навыки ребенка. В школе, среди общеобразовательных уроков, будет и урок физкультуры. Хорошо, если ребенок будет заранее к нему готов и сможет с легкостью справляться с нормативами

Чтобы физически подготовить ребенка к школе, нужен комплексный подход. Нужно выполнять утреннюю зарядку, проводить закаливание.

Также, необходимо развивать мелкую моторику рук: собирать конструкторы, заниматься лепкой и вышиванием. Следует морально подготовить малыша, что в школе ему нужно будет сосредотачиваться на длительное время.

Еще до школы можно поручать ответственные задания, которые требуют тишины и концентрации.

Как домашнего ребенка подготовить к школе

Если, по каким-то причинам малыш не ходит в детский сад, то вся ответственность по подготовке его к школе ложиться на родителей. Хорошо, если есть возможность приглашать специалиста на дом. Он поможет в обучении ребенка необходимым для школы знаниям, даст компетентные советы по воспитанию.

  • Нужно уделить внимание здоровью ребенка. Регулярно гулять с ним на свежем воздухе, играть в активные игры. Можно отдать ребенка в спортивную секцию
  • Не допускать изолированности малыша. Он должен общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. Даже, если ребенок не ходит в детский сад, он может найти друзей во дворе или в спортивной секции
  • Проводить занятия, которые развивают мышление и воображение. Для родителей, которые поверхностно знакомы с дошкольной педагогикой, рекомендуется приобрести специальную литературу
  • Психологически подготовить ребенка к школе. Домашним детям, сложнее влиться в коллектив. Ведь, большую часть времени они находились дома, вместе с родителями
  • Всестороннее развитие ребенка. Для развития малыша мало присутствовать на занятиях. Важно исследовать окружающий мир. Ходите в лес, парк, зоопарк, посещайте выставки и концерты. Ребенок должен иметь реальное представление об окружающем мире

Как подготовить ребенка 5 лет к школе

Есть список умений и знаний, которыми должен обладать современный ребенок в возрасте 5 лет:

  • Решать простые логические задачи
  • Уметь слушать и пересказывать
  • Уметь выучить детское стихотворение
  • Уметь пользоваться ручкой, рисовать геометрические фигуры
  • Обладать навыками рисования и лепки
  • Знать буквы и уметь читать по слогам

Как подготовить ребенка к школе 6 лет

В 6 лет, требования к школьнику увеличиваются. Теперь, он должен уметь читать более свободно небольшие рассказы. Уметь самостоятельно пересказать прочитанное. Также, ребенок должен освоить написание букв и уметь рисовать прямые линии и правильные фигуры.

  • Математические знания: знать названия геометрических фигур, знать цифры
  • Логически навыки: уметь отгадывать загадки, уметь находить отличия и сходства
  • Речевые функции: уметь внятно выражать свои мысли и строить предложения. Уметь рассказать небольшую историю. Например, «Кем работают родители» или «Как я провел лето»
  • Знание окружающего мира: знать профессии, названия животных и растений.
  • Бытовые навыки: должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать молнию, аккуратно складывать или вешать вещи

Как подготовить ребенка к школе: советы психолога

Вот несколько советов, которые дают психологи, чтобы подготовка к школе проходила гармонично:

  • Не нагружайте малыша собственными негативными воспоминаниями о школе. Не нужно говорить: «в школе тяжело», «в школе опасно» или другие подобные негативные установки
  • Определите способности вашего ребенка к общению. Расскажите ему о необходимости быть в коллективе, иметь друзей. Если нужно, обратитесь за помощью к психологу
  • Не нужно, чтобы подготовка к школе отнимала все свободное время. В таком случае, у ребенка будет развиваться неприятие к получению новых знаний. Постарайтесь превратить процесс обучения в веселую игру. Вносите разнообразие в занятия
  • Развивайте у ребенка уверенность в своих силах, подбадривайте его. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше, найдите в нем самом сильные стороны. Например, не нужно говорить «Вот Маша читает лучше, чем ты». Лучше скажите: «Ты отлично рисуешь. Вот было бы здорово, если бы ты научился так же хорошо читать!»
  • Учите ребенка уважению к сверстникам и к старшим. Также, обучайте правильному поведению в обществе и нормам приличия

Какие документы нужны для школы

  • Заявление о поступлении в школу
  • Свидетельство о рождении и его копию
  • Справка о гражданстве и регистрации
  • Медицинская карточка, где указаны все прививки и состояние здоровья ребенка
  • Бланк с прививками
  • Копия паспорта одного из родителей

Список, что нужно купить в школу

Еще одна сложность, с которой сталкиваются родители, это список того, что может понадобится малышу перед походом в школу. Вот ориентировочный список, который поможет приобрести все необходимое:

  • Школьная форма (если она предусмотрена школой). Если стандартной школьной форм нет, то нужно купить: белые блузки или рубашки, черные брюки или юбку, строгий пиджак, носки и колготы
  • Спортивная форма: спортивный костюм, кроссовки, носки, футболки
  • Обувь на зиму и весну, легкую сменную обувь, чешки
  • Канцелярские  товары: дневник, тетради в клетку и линию, пенал, ножницы, ручки и карандаши, альбом, цветные карандаши и краски, пластилин, набор цветной бумаги и картона, линейка, точилка, клей ПВА.
  • Учебники и вспомогательные материалы, которые требует школа
  • Ранец, который не будет деформировать осанку
  • Дополнительные принадлежности: салфетки, платочки и бумага

Некоторые вещи можно купить заранее (например, канцелярские товары). А вот обувь и одежду лучше покупать перед самым 1 сентября. Ведь дети быстро растут. За летний период форма и обувь могут стать маленькими.

Подготовка ребенка к школе требует комплексного подхода. Не смотря на то, что это ответственный этап, не нужно нагнетать обстановку. Пусть процесс подготовки протекает естественно и непринужденно. Тогда, ребенок будет с желанием идти в первый класс.

Источник: http://HeaClub.ru/chto-nuzhno-pervoklassniku-dlya-shkoly-ponyatie-gotovnosti-rebenka-k-shkole

Основные критерии подготовки первоклассника к школе

Основные критерии подготовки первоклассника к школе

Подготовка будущих школьников ‒ ответственное задание. Многие родители интересуются, что сделать, чтобы ребенок быстро адаптировался к новым условиям?

Общая подготовка первоклассников к школе должна вестись в трех направлениях:

Когда ребенок идет в первый класс, его интеллектуальное развитие должно быть на определенном уровне. В первую очередь это касается памяти, внимания и логического мышления.

Поэтому учитываются не только уже имеющиеся знания. Важно, чтобы ребенок мог строить логические цепочки и производить некоторые операции в уме.

Кроме того его речь должна быть хорошо развита, чтобы первоклассник мог без проблем выражать свои мысли.

  • Самодисциплина и умение управлять собой

У дошкольника хорошая память, яркое воображение и легко переключаемое внимание. Однако этими качествами он еще не умеет произвольно управлять. Чтобы малыш хорошо запомнил разговор или какое-то событие, его нужно чем-то привлечь.

Ему трудно сосредоточиться на том, что особо не вызывает интереса. В тоже время это умение крайне важно для первоклассника. Он должен понимать, что теперь ему придется делать то, что может быть скучным или неинтересным.

Школа, это то место, где нужно понимать разницу между «не хочу» и «надо».

  • Мотивы, побуждающие к обучению

Не стоит путать этот пункт с естественным интересом ребенка. Подготовка первоклассников к школе должна заключаться в воспитании глубокого и правильного стремления добиться хороших результатов. Такая мотивация обязана стать толчком для приобретения новых знаний.

Будущий первоклассник должен быть готов к школе физически, интеллектуально и психологически. К физическим критериям относится соответствующее возрасту развитие ребенка: вес, рост, мышечный тонус, пропорции и т.д. Также учитываются состояние слуха, зрения, моторики и нервной системы (ее уравновешенность и возбудимость).

Интеллектуальная готовность включает в себя общий кругозор, словарный запас и уровень познавательного развития. Любознательность ребенка уже должна переходить в высшие формы образно-наглядного мышления. Важно его умение выделять поставленную задачу и составлять план ее достижения.

К психологической или личностной подготовке первоклассника относиться понимание своей новой социальной позиции. Именно в возрасте 6-7 лет происходит формирование нравственных качеств и умения общения с окружающими.

Все дети, идущие в общеобразовательную школу, должны обладать следующими навыками:

  • Память: запоминать не меньше 8 картинок, уметь выучить и рассказать стихи, пересказать содержания мультфильма, повторить текст из 4 предложений.
  • Внимание: уметь не отвлекаться около 15 минут, выполнять задания по образцу, находить отличия между предметами, копировать движения.
  • Мышление: складывать разрезанное изображения из 10 фрагментов, определять последовательность событий, находить лишний предмет и объяснять свой выбор, уметь объяснить несоответствия на рисунках и между явлениями.
  • Развитие речи: уметь произносить большую часть звуков и определять их место в слове, делить слова на слоги, правильно сочетать сложные предложения, составлять рассказы из 7 предложений по картинке или из личного опыта.
  • Математика: знать числа, уметь называть их в обратном порядке, составлять и решать примеры в одно действие (сложение или вычитание), соотносить количество объектов с цифрами, измерять длину вещей при помощи условной меры, определять время и ориентироваться на бумажном листе.
  • Моторика: свободно владеть карандашом, ручкой и кистью для рисования, уметь изображать на рисунке несколько связанных содержанием предметов, штриховать и раскрашивать их, не выходя за контуры, передавать точную форму изображаемого объекта (правильные пропорции и расположение частей), ориентироваться в тетрадях в косую и в клетку.
  • Умение рассказать о себе: назвать свою фамилию, имя и отчество, имена и отчества родителей, свой адрес и название родного города, определять последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, знать явления природы.

Подготовка первоклассников к школе: основные критерии

Для определения уровня готовности ребенка к школе используются следующие показатели:

  • Нормальное физическое развитие

К нему относится не только мускулатура, но и координация движений. Ребенок обязан уметь выполнять мелкие и точные процессы. Его руки должны согласовывать действия с глазами. От этого зависит способность писать и рисовать.

Стремление к обучению ‒ это самый важный момент в период подготовки первоклассников к школе. Важно, чтобы ребенок серьезно относился к своей будущей социальной роли и старался получить максимальное количество знаний. В старшем возрасте это желание заложить будет практически невозможно.

Поначалу этот критерий будет для первоклассника наиболее сложным. От ребенка потребуется подавлять свою двигательную активность, выдерживать школьный режим и уметь организовать себя на уроке. Однако, уже в первые недели, большинство детей привыкают к такому ритму жизни.

  • Приемы умственной деятельности

Сюда относится уровень развития познавательных способностей ребенка. Он должен уметь наблюдать за людьми, явлениями и предметами, выделять их свойства, стороны и параметры. Владение логическими операциями поможет быстро и надолго запоминать разнообразную учебную информацию.

  • Проявление самостоятельности

Первоклассник должен уметь искать различные варианты решения несложных задач без помощи взрослых. Существенную роль в этом играет его стремление изучить что-то новое, удивительное и непознанное. Любознательные дети более инициативны и самодостаточны.

  • Пространственная ориентация

Под этим подразумевается не только знание окружающей обстановки или местности. Ориентация относится в целом к пространству и времени. Будущий школьник должен понимать, где необходимо писать в тетради, какое сейчас время года, который час, уметь применять глазомер для измерения предметов.

  • Отношение к сверстникам и взрослым

Ребенку необходимо уметь работать в коллективе. Это означает не только высказывать свои желания, но и считаться с интересами окружающих. Хорошо, если школьник не будет бояться заговорить первым как со взрослыми, так и со своими товарищами.

В этом возрасте уже предполагается сформированное умение работать для себя и для других. Детям важно осознавать серьезность и ответственность данного им поручения.

Правильная подготовка первоклассников к школе ‒ это залог последующего успешного обучения. Все 6-7-летние дети отличаются высоким уровнем развития и пластичностью мышления.

В этом возрасте развивается память, логика и воображение. Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать.

Поэтому важно не упустить момент, когда следует формировать его навыки и наполнять новыми знаниями.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. Какие профессии ты знаешь?
  26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов.

* Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
* Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Источник: http://centrparus.ru/podgotovka-k-shkole-budushhih-pervoklassnikov/

Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

ФизическаяУровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
ПсихологическаяИнтеллектуальнаяНаличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
СоциальнаяГотовность взаимодействовать с окружающим социумом.
ЛичностнаяСформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
Эмоционально-волеваяУмение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
СпециальнаяОсновные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему.

Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.

), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole

Готовность ребёнка к школе: интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая / Mama66.ru

Готовность ребёнка к школе: интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая / Mama66.ru

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников.

Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным.

Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком.

Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить.

Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам.

Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки.

Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины.

Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни.

Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму.

Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить.

Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага: компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в учебе.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.

На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна.

Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Советуем почитать: А вы знаете, какие документы нужны при поступлении ребёнка в 1 класс?

Остались вопросы? Задайте их нашим читателям и получите ответ! Задать вопрос →

Источник: http://mama66.ru/child/804

Проверяем готовность ребенка к школе: тесты для будущих первоклашек

Проверяем готовность ребенка к школе: тесты для будущих первоклашек Лето – заслуженное время отдыха для школьников и волнительное для будущих первоклашек и их мам и пап. Еще не все определились со школой и не все собрали документы. Нужно успеть пройти врачей! Купить самый красивый ранец, школьную форму и канцтовары.

А еще немного пугает неизвестность: хорошо ли подготовлен вчерашний детсадовец к школе? Портал Ннмама.ру узнал, как проверяется готовность ребенка к школе, что должен уметь будущий первоклашка. 

1. Развитая усидчивость.

Ребенок должен быстро приспосабливаться к новой деятельности и уметь работать над задачей какое-то время. 

2. Навык постановки цели, составления плана действий. Будущий первоклашка должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ему нужно отказаться от интересующей его игры. 

3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении. 

4. У него должна быть развита связка «глаз – рука»: умение координировать действия. 

5. Способность успешно взаимодействовать со сверстниками. 

  • Зачатки умений оперировать мысленно отвлеченными понятиями (что такое счастье, боль, радость). 
  • Элементарное владение операциями анализа и синтеза в речевой и зрительной формах (различать гласные и согласные, первый и последний звук в слове и т.д). 
  • Умение обобщать, классифицировать: яблоко, груша, апельсин – это фрукты.

Готовность ребенка к школе: речевая 

1. Словарный запас в пределах возрастной нормы. У ребенка 6-7 лет в активном использовании должно быть от 3500 до 7000 слов.  

2. Ребенок активно использует образные выражения, метафоры (солнечная улыбка, красивый закат). Выстраивает грамматически верные предложения: склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу. Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если». 

3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах. 

4. Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений. 

5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями. 

Чтобы узнать, как ваш ребенок готов к школе, можно провести следующие тесты. Только не нагружайте ими ребенка сразу, сделайте перерыв хотя бы в один день.  

Ребенок должен ответить на следующие вопросы: 

1. Назови свои фамилию, имя, отчество. 

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей? 

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин? 

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 

10. Кем работает твой папа, твоя мама? 

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш). 

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 

14. Почему снег бывает зимой, а не летом? 

15. Что делает почтальон, врач, учитель? 

16. Зачем в школе нужна парта, звонок? 

17. Ты хочешь пойти в школу? 

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 

19. Каких животных ты знаешь? 

20. Каких птиц ты знаешь? 

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? 

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух. 

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”, а неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”. 

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: •

  •  №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  •  №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

     

  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл. 
  • № 22 – за правильный ответ – 2 балла. 
  •  № 16 оценивается совместно с №15 и № 22.

    Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. 

Оценка результатов

Ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости. 

Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. 

Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия. 

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться. Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста – полная тишина. В начале скажите.

Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке. 

Всего проводится 5 наборов слов: после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, вы опять произносите те же 10 слов: 

Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь. 

Перед пятым разом скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”. 

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать. Хороший результат, когда после первого перечисления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

Источник: https://www.nnmama.ru/content/evolution/intell_razv/gotovnost-rebenka-k-shkole/

Бьютикул
Добавить комментарий